Машинам срочно требуются люди

Кадровый дефицит в Нижегородском автопроме достигает 30%. Эксперты считают, что на исправление ситуации потребуется не менее пяти лет
А.Белоусов

Создается автокластер. 290

миллионов долларов инвестировала группа ГАЗ в производство легкового автомобиля Volga Siber

11,75

миллиарда рублей потратят «Укравто» и «Богдан» на строительство в Бору завода по сборке Chevrolet

50

миллионов евро вкладывает итальянский концерн Iveco и нижегородская «Самотлор-НН» в производство легких коммерческих автомобилей модельного ряда Iveco Daily

135

миллионов долларов инвестируют Sollers и итальянская Fiat в производство дизельных двигателей F-1A на Заволжском моторном заводе Источник: данные компаний

На новом производстве Volga Siber, пущенном в марте 2008 г., сейчас работает 540 человек, а требуется около 800, сообщил пресс-секретарь группы ГАЗ Олег Гамов. Компании «Самотлор-НН» (около 1500 работников) требуется увеличить штат на 700 человек, говорит заместитель директора Сергей Измайлов. «Итэлма Волга коннектор» (ИВК, «дочка» московской «Итэлмы», производит автожгуты в Городце) ежемесячно набирает по 100 человек и к концу 2008 г. собирается увеличить штат с 700 до 1500 сотрудников, поделился планами генеральный директор ИВК Петр Голубев. А «Объединенные транспортные технологии» (ОТТ, учреждена украинскими «Укравто» и «Богдан») планируют принять к 2013 г. около 4000 сотрудников, сообщила заместитель директора по маркетингу Инна Ванькина.

По данным Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), сейчас в областном автопроме занято более 70 000 человек. Дефицит кадров директор нижегородского «Персоналцентра» Татьяна Царапкина, пресс-секретарь кадровой компании «Место под солнцем» Илья Лебедев и один из сотрудников НАПП оценивают минимум в 30%.

Проблема не столько в нехватке, сколько в необходимости переподготовки кадров, поскольку все предприятия сегодня модернизируют производство, считает заместитель гендиректора НАПП Борис Телегин. Сейчас лишь 30% специалистов соответствуют требованиям рынка, соглашается Лебедев. ГАЗ на проект Volga Siber ищет людей с техническими знаниями, владеющих английским языком, сказал Гамов. Востребованы специалисты со знанием международной системы менеджмента качества, говорит консультант нижегородского филиала «Анкора» Мария Кравченко.

Дефицит начнет сокращаться не ранее чем через пять лет, прогнозирует Лебедев. Он считает, что выпускники школ осознают «престиж рабочих профессий». (По данным областного минобразования, в 2006 г. ПТУ области закончили 16 900 человек, в 2007 г. – 17 160.) Для автопрома ПТУ области выпускают около 2000 специалистов в год, а требуется около 6000, говорит Телегин. Автомобильный факультет Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) выпускает 2100 человек.

В группе ГАЗ с 2007 г. работает программа «Рабочие нового поколения»: по прямым договорам с ГАЗом Нижегородский автомеханический техникум, павловское и два нижегородских ПТУ к 2009 г. подготовят 1500 рабочих не ниже 5–6 разрядов. Также в этих учебных заведениях пройдут дополнительную подготовку 2500 рабочих и техников. Стоимость подготовки сопоставима с затратами на обучение в вузах, говорит Гамов. По данным сайтов учебных заведений, стоимость обучения в НГТУ составляет около 40 000 руб. в год, в ПТУ – от 12 000 до 30 000 руб.

В 2007 г. нижегородское предприятие «Автокомпонент» (1500 сотрудников) потратило на подготовку кадров около $1 млн, рассказал генеральный директор компании Олег Зайцев. Обучение одного сотрудника линейного персонала обходится примерно в 50 000 руб., менеджера высшего звена – до 100 000 руб. В дальнейшем, по словам Зайцева, на обучение работников планируют тратить до 10% инвестиций в развитие.

А на позиции, где могут работать только опытные сотрудники, компании вынуждены перекупать специалистов, говорит Кравченко. Она отмечает, что это ведет к росту зарплат – в 2007 г. менеджер по качеству в российских компаниях автопрома зарабатывал 25 000–40 000 руб., в 2008 г. – уже 30 000–55 000 руб. Лебедев прогнозирует ежегодный 50%-ный рост зарплат специалистов отрасли в ближайшие годы. Зарплаты в группе ГАЗ растут более чем на 20% в год, сейчас средняя зарплата на автозаводе –13 600 руб., сообщил Гамов. ОТТ, по словам Ванькиной, ориентируется на среднюю зарплату в 25 000 руб.

Гамов рассказал, что попытки конкурентов переманить персонал с ГАЗа не имели успеха из-за «высокой корпоративной солидарности на заводе».