«Опыт и чутье пока меня не подводили», - Игорь Лазуренко, основатель группы «Гедон»

Темпы роста автомобильного рынка требуют корректировки планов «Гедона» несколько раз в год. Игорь Лазуренко уже решил, как в ближайшие два года потратит $100 млн
А. Мартыненко

1985

утвержден заместителем секретаря комитета комсомола РПО «Горизонт». Затем переведен на должность инструктора организационного отдела горкома партии

1990

создал и возглавил производственно-коммерческое малое предприятие «Дон-экспо»

1992

установил партнерские отношения с концерном Volkswagen и создал совместное российско-германское предприятие «Гедон», а позже – ООО «Гедон-Ростов»

«Гедон»

Группа компаний. численность сотрудников – более 1500. Оборот в 2007 г. – более $250 млн . Группа «Гедон» объединяет более 33 компаний, в том числе УК «Астра-инвест» (управляет автобизнесом), официальных дилеров Volkswagen, Skoda, Opel, Chevrolet, Porsche, Mitsubishi, Infiniti, Maserati, Geely, Hyundai на юге России, «Гедон аква-марин» (продажа водного транспорта, дилер BRP, Sea Ray, Beneteau, Cobalt boats, Suzuki, Tohhatsu, Evinrude), «Омега» (управляет бизнес-центром «Гедон»), теннис-центр «Гедон», аквапарк «Лазурный», охранное агентство «Модуль», издательский дом «Гедон» и др.

Основателю группы «Гедон» Игорю Лазуренко удалось за 15 лет собрать в своем автопортфеле 10 автомобильных брендов, построить сеть дилерских центров в Ростове, Краснодаре, Ставрополе, Пятигорске, Таганроге и обеспечить 100% роста оборота компании в год. О том, с чего он начинал, как хобби стало бизнесом и какие новые направления будут приоритетными в развитии «Гедона», Лазуренко рассказал «Ведомостям».

– С чего начиналось создание группы «Гедон»?

До нее вы работали инженером-конструктором, технологом. Как попали в автомобильный бизнес?

– В то время, когда я был инженером-конструктором, технологом, была другая жизнь, другая страна, тогда о собственном бизнесе я не думал. После перестройки я занимался партийной работой. В то время я и принял решение уйти в бизнес. В октябре 1990 г. совместно с партнером создал малое предприятие «Дон-экспо», которое специализировалось на поставках мебели и продуктов питания из Германии в Россию. Спустя несколько лет, во время очередной командировки в Германию, я посетил автосалон Volkswagen и пообщался с директором. Посоветовались мы и решили попробовать продать первую партию автомобилей в России. Хотя «продавали» – громко сказано. Первые автомобили реализовывались наравне с товарами народного потребления, без учета культуры марки, требований и стандартов. Удивительно, но мы их продали. Но уже тогда возникло желание применить сложившиеся европейские традиции для продажи автомобилей в России. Потом была вторая партия, и в декабре 1993 г. мы подписали первый контракт с Volkswagen в Германии об официальном дилерстве на юге России и создании СП «Гедон». После открытия официального представительства марки Volkswagen в России ООО «Гедон-Ростов» перезаключило с ними договор. В этом году 6 декабря нам будет уже 15 лет.

– На какие средства был построен первый автоцентр Volkswagen?

– Это были собственные и заемные средства.

– Сейчас группа «Гедон» включает более 30 компаний, которые занимаются разным бизнесом. По какому принципу она создавалась?

– Автомобильные предприятия создавались по мере освоения брендов и заключения дилерских контрактов, они составляют основу группы «Гедон» сегодня. Непрофильные компании начинались с хобби. Дочь играла в большой теннис, я тоже приобщился к теннису и решил построить комфортабельный корт. Построили три, потом еще два, в итоге получился клуб. Меня тянет к водной технике. Сначала была парусная яхта, затем я купил моторную яхту, потом вторую... В итоге решил заниматься их реализацией и создал компанию. Люблю рыбалку. Мы приобрели прудовое хозяйство, где ловили рыбу. Там же стали ее выращивать, и получился бизнес. В Сочи побывал в аквапарке и подумал, почему бы нам не сделать такой же в Таганроге? Построили. Все получалось не с точки зрения рационального вложения денег,

а, создав бизнес, я старался все перевести на коммерческую основу, чтобы получать не только удовольствие, но и зарабатывать деньги.

– Сейчас какой оборот у «Гедона»?

– В этом году более $0,5 млрд, рост по сравнению с 2007 г. – 100%. Когда мы даем свои расчеты иностранным банкирам – сейчас столько-то продаю, потом столько-то буду продавать, – они спрашивают: «Вы серьезно?» Это, конечно, не только заслуга команды. Я всегда говорю, что заблуждение думать, что мы такие умные и каждый год умнеем в два раза. Все связано с процессами в экономике России, она позволяет нам расти такими темпами. Но к ним надо прикладывать ноги, ум и кадры. В год приходится несколько раз вносить изменения в план развития, чтобы успевать за темпами роста. Если сравнивать с человеческим организмом, то, если ничего не делать, когда тело растет, ножки становятся тоненькими. Когда идет накопление веса, надо тренировать и сердце, и ноги, и сосуды.

– Какие направления бизнеса приносят основной доход?

– Это автобизнес, он приносит около 90% дохода.

– Как вы управляете группой компаний? Что находится в вашем ведении и за что отвечают топ-менеджеры?

– Я создал управляющую компанию «Астра-инвест», которая управляет автобизнесом. Операционным управлением занимаются топ-менеджеры, они отвечают за выполнение бизнес-плана: сколько надо продать машин, сколько заключить договоров, оказать услуг, как расходовать рекламный бюджет. Мои функции – определение общей стратегии, подбор кадров на ключевые посты, контроль за общим финансовым потоком и результатами. Сейчас я делегировал больше полномочий гендиректору «Астра-инвест», он будет руководить всем моим бизнесом, даже непрофильным, так как он финансово связан с автобизнесом. Я вижу дальнейшую стратегию бизнеса так: ключевое – автомобильное направление и коммерческая недвижимость. В перспективе мы будем строить торговые центры, бизнес-центры. Один уже вводим в эксплуатацию, на мой взгляд, он получился симпатичным.

– На протяжении уже многих лет состав топ-менеджеров «Гедона» не меняется. Удалось изначально создать хорошую команду?

– Текучести кадров в компании практически нет. Они сами не уходят, мы их увольняем. И это, если хотите, наша гордость. У нас достойная зарплата, условия труда, сам автобизнес позволяет делать карьеру.

– Сейчас модно приглашать иностранных топ-менеджеров. Вы об этом думали?

– Я часто общаюсь с руководителями из других городов и стран, мы обмениваемся опытом, в том числе и по вопросам подбора штата топ-менеджеров. С уверенностью могу сказать, что в основном сейчас моя команда меня устраивает. Наш менталитет, к сожалению, резко отличается от иностранного и требует другого подхода. Не факт, что иностранный менеджер разберется в наших проблемах, задачах, хотя я не пробовал привлекать иностранных топ-менеджеров.

– Автобизнес «Гедона» представлен как марками премиум-класса, так и марками, ориентированными на массового потребителя. Это тоже ваша стратегия?

– Я решил себя позиционировать на автомобильном рынке во всех нишах. Я старейший дилер, у меня есть опыт, свое видение и чутье, которое пока меня не подводило. 100%-ный подъем рынка когда-то закончится, года через два-три – есть разные прогнозы. Потом наступит стагнация, и станет ясно, какой из брендов более интересен и будет зарабатывать деньги. Я, например, уверен, что в этот период спрос на Maserati вырастет. Они и сегодня неплохо покупаются, но будут еще лучше. Мы решили попробовать продавать китайские машины – китайский рынок агрессивный, и они смогут создать серьезную конкуренцию российским брендам. Я не знаю, кто победит, скорее всего китайцы. Для успешного развития бизнеса мы занимаем все ниши, увеличиваем предложение на рынке... Управлять становится тяжелее, но интересней.

– Как различаются расходы на открытие автоцентров для Maserati и Geely?

– Стоимость строительства 1 кв. м салона сегодня около $1500. Но все зависит от метража. Для Maserati, например, надо 200 кв. м, для «китайцев» – гораздо больше. Но у Maserati материалы отделки салона класса премиум, поэтому затраты получаются примерно одинаковые.

– Сколько машин в год продает «Гедон»? Как растет выручка от продажи автомобилей и сервиса?

– Выручка удваивается. В 2008 г. мы продадим около 18 000 машин, в прошлом году продали 9000.

– Насколько я понимаю, «Гедон» – дилер большинства марок предлагаемых в России иностранных автомобилей. Собираетесь получать дилерство Infiniti?

– Уже есть протокол о намерениях по открытию центров Infiniti в Ростове и Краснодаре. Площадки для автоцентров полного цикла подобраны.

– Какие новые бренды появятся в автопортфеле «Гедона»? Есть информация, что вы ведете переговоры по дилерству автомобилей Bentley?

– Уже провели переговоры, получили устное положительное заключение. У нас есть место под салон, конфигурация. Когда подпишем протокол, трудно сказать: такого рода решения принимаются долго. Наряду с этим ведем переговоры и с другими производителями – Toyota, Mitsubishi, Nissan.

– Сейчас федеральные компании прощупывают почву в регионах на предмет поглощения местных компаний. К вам обращались с такими предложениями?

– Обращались, но мы работаем дальше.

– Как развивается бизнес «Гедон аква марин»?

– Водная тематика – наше ближайшее будущее. Мы живем на реке Дон, более того, через 50 км – Азовское море, дальше – Черное. Но на Дону, например, нет соответствующей

инфраструктуры, нет ни одного яхт-клуба, заправок. Думаю, это все будет, та же Сочинская олимпиада позволит создать эту инфраструктуру на Черноморском побережье. Бизнес интересный, он продвигается и будет жить.

– «Гедон» уже продает товары люкс-класса – автомобили, яхты. Не планируете расширить линейку другими предметами роскоши?

– Мысли есть, но сейчас я не вижу условий, которые позволяли бы это сделать. Найти место и построить – это не проблема, есть места и понимание, как это сделать. Но наши жители, даже те, у кого есть деньги, еще не созрели для покупок роскоши здесь. За границей я видел, как все бренды, последние модели собраны на одной улице и цена в полтора раза ниже, чем в московских фирменных магазинах. Пока все, кто имеет возможность летать в Милан, Лондон, будут там делать покупки. Сейчас дешевле сделать визу, оплатить перелет, чем в Москве все купить. Пока в столице ситуация не изменится, здесь нет смысла ничего делать.

– В этом году какой объем инвестиций будет направлен на развитие «Гедона»? Куда конкретно пойдут средства?

– В ближайшие два года более $100 млн пойдут на развитие автобизнеса и проектов по недвижимости.

– По моим наблюдениям, вы не публичный человек. Почти не даете интервью и мало общаетесь с прессой. Почему?

– Еще не так давно я часто общался с прессой. Сейчас так же часто выступать и давать интервью нет ни времени, ни необходимости. Поэтому делаю это достаточно редко и крайне избирательно.

– У вас есть своя философия бизнеса?

– Название «Гедон» перекликается с философским учением «гедонизм». Hedone в переводе с греческого – наслаждение. Это и есть моя философия – наслаждения и удовольствия. Приведу пример: есть участки земли, где сейчас выгодно построить не автоцентры, а жилые квартиры по готовым проектам и получить гораздо больший коммерческий эффект при меньших трудозатратах. Но я устроен по-другому: мне неинтересно строительство квартир, я прикладываю много усилий для создания узнаваемых по фирменным атрибутам во всем мире автоцентров.

– Дочери и жена вовлечены в бизнес?

– Они не являются моими сотрудниками. Некоторые бизнесмены считают, что супруга должна быть главным бухгалтером, а я так не думаю. Не факт, что супруга или дети смогут контролировать профессионалов. Это самообман. В коллективе возникает напряжение, когда работают родственники, и нет полной отдачи.

Маркетинг на Юге

«Маркетинговая политика фирмы на автомобильных рынках Юга России – экономика предпринимательства» – тема кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, которую Игорь Лазуренко защитил в 1998 г. в Ростовском государственном университете Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем.