Показать то, чего нет

В 2002 г. Илья Варламов и Артем Горбачев, скинувшись личными компьютерами и чуть-чуть деньгами, создали компанию, ставшую пионером архитектурной 3D-визуализации в России. С тех пор усердно развивают рынок, воспитывают кадры и заказчиков
С.Николаев

Варламову 24 года, Горбачеву – 30 лет. Оба москвичи и архитекторы. Оба начинали как фрилансеры. «Встретились по работе и в 2002 г. решили создать компанию. Уже тогда специалисты были нарасхват и думали, что нет смысла создавать компанию, когда к тебе и так очередь. А мы понимали, что рано или поздно халява закончится и лучше заморочиться с компанией сейчас, чтобы потом стать лидерами рынка», – рассказывает Варламов.

На старте партнеры вложили в бизнес свои компьютеры и скинулись на регистрацию компании (10 000 руб.). «Сперва компания называлась «Д.В.А. в кубе», но название подходило только для России, поэтому в 2006 г. мы переименовались в iCube», – объясняет Горбачев. «Сначала у нас даже не было офиса. Знакомые из проектного института выделили нам часть комнаты, а мы за это выполняли их заказы», – вспоминает Варламов. «Войти на рынок было не сложно, у нас была клиентура, заказчики передавали информацию о нас друг другу. Как и во многих сферах бизнеса в нашей стране, сарафанное радио пока лучшая реклама», – говорит Горбачев.

И на космос тоже

В 2002 г. оборот iCube составил около $50 000, а самым крупным заказом на тот момент был проект по визуализации зданий жилого комплекса «Алые паруса» от ГК «Дон-строй». Сейчас оборот iCube – около $3 млн, год назад компания переехала в новый офис площадью 500 кв. м, который арендует на территории центра современного искусства «Винзавод». Среди клиентов iCube архитектурные мастерские, проектные институты, строительные компании, агентства недвижимости. «В 2005 г. компания «Д.В.А. в кубе» выступила главным исполнителем работ по подготовке паспортов объектов «Москва-2012», а именно взяла на себя изготовление и обработку 3D-моделей, визуализацию и верстку. Ни на одном этапе не было допущено сбоев или срыва сроков работ», – комментирует заместитель исполнительного директора заявочного комитета «Москва-2012» Дмитрий Сватковский. «Мы всегда шли на сроки заказчика. Когда «Дон-строй» просил выполнить заказ за два дня, все отказывались, а мы вкалывали ночами и выполняли. Заработали репутацию и конкурентное преимущество», – улыбается Горбачев.

Визуализация востребована не только на земле, но и в космосе. «РКК «Энергия» работает с компанией iCube уже несколько лет. Они изготовили цикл трехмерных компьютерных роликов о работе космонавтов в открытом космосе. Работы были выполнены на высоком профессиональном уровне», – отмечает летчик-космонавт, Герой России, начальник отдела внекорабельной деятельности «Энергии» Александр Полещук.

Кадровый вопрос

Сейчас в iCube почти 50 человек. «Кадры – одна из главных наших проблем, – вздыхает Горбачев. – Как раньше не было специалистов, так их нет и сейчас». «Профессия востребована на рынке, в нее приходят молодые самоучки из провинции. С ними сложно работать: когда ребята 18–20 лет начинают получать по $3000, то чувствуют, что жизнь удалась, могут неожиданно позвонить и сказать, что на работу не выйдут, потому что где-то им предложили на $100 больше», – сетует Варламов. «Специалистов приходится растить самим», – подтверждает руководитель отдела компьютерной графики компании «Aрт 3Д-графикс» Илья Никитин. «Поработав в студии, человек или уходит работать к организующим собственные студии заказчикам, или в свободное плавание», – добавляет коммерческий директор дизайн-студии «Авшаре» Алексей Захаров.

«На рынке появляются профи хорошего уровня, которые демпингуют и отбивают заказчиков у крупных студий», – комментирует генеральный директор iCube Константин Абатуров. «Быть фрилансером на этом рынке выгоднее, – считает архитектор и 3D-визуализатор Дмитрий Светлов, который ищет заказы через собственный сайт и раздает их таким же, как он, фрилансерам. – Студию открывать я не собираюсь, потому что в 3D-визуализации не бывает крупных заказов». «Если речь идет о крупных презентационных роликах, то в одиночку их придется делать полгода», – не соглашается Захаров. «Мы делаем проекты, которые фрилансер выполнить не может, и наоборот», – отмечает Варламов.

Среди других сложностей рынка – «неадекватность заказчиков». «Как правило, заказчик не знает, чего хочет, и не подозревает, сколько это может стоить. Доводы о дорогом оборудовании и лицензионном софте принимаются редко. Приходится их воспитывать», – говорит Никитин.

Маньяк в виде бонуса

«Мы не берем заказы стоимостью меньше 10 000 евро, – объясняет Варламов. – В среднем статичная 3D-визуализация стоит около 5000 евро за картинку, ролики – 10 000 евро за 1 минуту. В каждый наш проект мы вставляем смешные фрагменты: человека, держащего за хвост кошку, или крадущегося маньяка, или военный блокпост посреди оживленного города. Они мелкие, и заказчик их, как правило, не замечает, зато ведущему проект сотруднику работать веселее. Это ноу-хау против рутины предложил наш арт-директор и лучший визуализатор студии Павел Яроцкий».

«Иногда одновременно мы ведем по 10–15 заказов. Крупными считаются заказы на анимационный ролик, показывающий процесс строительства жилого комплекса или торгового центра, с подлетом камеры через половину города и прогулкой по нему. Словом, полная презентация объекта», – добавляет Горбачев.

«Продвижение проектов недвижимости начинается на стадии строительства, когда для производства рекламных модулей и роликов невозможно использовать реальные фотографии. На этом этапе без 3D-визуализации не обойтись», – комментирует руководитель отдела маркетинга компании Knight Frank (консалтинговые и агентские услуги в области недвижимости) Ольга Козлитина. «У всех 3D-cтудий своя специализация, – говорит Никитин. – Мы стараемся не отбирать друг у друга рынок». «Мы выполняем заказы для всей России и даже для США и Европы, – рассказывает Варламов. – И если раньше студия занималась только архитектурной визуализацией, то сейчас у нас рекламно-девелоперское агентство полного цикла. А три года назад мы учредили премию Russian Architectural Rendering Award в области архитектурной визуализации с бюджетом $100 000. Поощряем талантливых самоучек и заодно решаем кадровый вопрос».