Дмитрий Лебедев: «Надо быть готовым к тому, что ужалят», - Дмитрий Лебедев, председатель правления банка «Россия»

Компании, связанные с Геннадием Тимченко, «не имеют существенного влияния» на банк «Россия», утверждает предправления банка Дмитрий Лебедев
Е.Кузьмина

– «Лидер», контролирующий 50% акций Газпромбанка, сперва продал часть этого пакета двум компаниям, а затем приобрел контроль над ними. В чем суть этих операций? Не связано ли удлинение цепочки собственности со стремлением увести актив подальше от непосредственного владельца?

1993

управляющий филиалом АКБ «Россия»

1996

заместитель начальника ГУ Центробанка

2000

зампред правления АКБ «Менатеп Санкт-Петербург»

2001

назначен председателем правления этого банка

2003

покинул пост предправления «Менатеп Санкт-Петербург» после ареста Михаила Ходорковского

2004

советник Юрия Ковальчука в банке «Россия»

2006

председатель правления банка «Россия»

Банк «Россия»

Универсальный банк. Активы (по данным «Интерфакс-ЦЭА» на 1 апреля 2008 г.) – 69,98 млрд руб. (36-е место). Собственный капитал – 5,7 млрд руб. (59-е место). Акционеры: Юрий Ковальчук – 30,4% голосующих акций, Дмитрий Горелов и Николай Шамалов – по 12,6%, «Трансойл СНГ» – 9,6%, ЗАО «Северсталь-групп» – 7,2%, «Сургутнефтегаз» (6,6%), «дочка» банка «Россия» ООО «ИК «Аброс» – 5,994%, ООО «Акцепт» – 3,93%. Банк владеет 51% «Согаза», 54,96% «Национальной медиа группы» (контролирует телеканал «Рен ТВ», ТРК «Петербург», «Национальные телекоммуникации»), 74% «Мостелесети», 100% «Национальных кабельных сетей», 100% провайдера «Корвет», 51% оператора «Макомнет» и др.). Через «Согаз» владеет 38,25% ЗАО «Лидер» (управляет НПФ «Газфонд», владеющим 50% плюс 1 акция Газпромбанка и 25% плюс 1 акция «Сибура»).

Банк «Россия» давно имеет репутацию банка друзей Владимира Путина. Основанный 15 лет назад банк много лет работал тихо, обслуживая нескольких доверенных клиентов, но в последнее время вдруг решил стать публичным и заняться розничным бизнесом. Почему это происходит, рассказал предправления банка «Россия» Дмитрий Лебедев.

– У «России» репутация близкого к Кремлю банка. Среди акционеров «России» давние знакомые Владимира Путина Юрий Ковальчук и Николай Шамалов, в совет директоров банка входит другой хороший знакомый премьера – Маттиас Варниг. До недавнего времени банк избегал публичности и предпочитал вести бизнес в тишине. Но за последний год все изменилось: банк начал позиционировать себя как универсальный банк. У вас простые частные вкладчики появились, стали пластиковые карты вводить, программы по частному кредитованию. Почему вдруг так резко решили поменять стратегию?

– Банк работает на рынке с 1990 г., развиваясь как банк прежде всего для корпоративных клиентов. Но ситуация меняется. И сегодня, предлагая свои услуги крупным корпоративным клиентам и не предлагая при этом весь комплекс и набор услуг для их сотрудников, рискуешь потерять конкурентные преимущества. Мы прекрасно понимаем, что если ты работаешь с крупными предприятиями, то качество, объем, перечень услуг должны быть максимально для клиента интересны. Поэтому мы начали развивать розничный бизнес. А когда поняли, что это направление стало существенным для банка, выделили его в отдельный блок. Но мы по-прежнему ориентируемся прежде всего на корпоративную розницу. И здесь мы, конечно, работаем не только как банк, который предоставляет чисто банковские услуги. Мы используем возможности и потенциал компаний, входящих в группу банка, и предлагаем пакетные продукты, которые включают целый набор услуг. Кроме банковских это услуги в области страхования, лизинга эффективного управления активами. Такая стратегия не предполагает высокой рекламной активности.

– Вот я как раз видела обратное. На улицах Петербурга огромные плакаты с рекламой банка «Россия».

– Мы традиционно в Петербурге поддерживаем молодежный праздник «Алые паруса», с которым связана и большая рекламная активность. Праздник проходит в конце июня, когда выпускники заканчивают сдавать экзамены, и сопровождается грандиозной концертной и шоу-программой в акватории Невы. Сейчас как раз июнь. Вот почему вы видели плакаты. Банк участвует в социальных программах, занимается благотворительностью, но активных рекламных акций, как я уже говорил, мы не проводим.

– Зачастую стремление к публичности связано с изменением политической ситуации: например, если раньше банку было удобно работать в тени, то теперь пришло время выходить в свет?

– Мы свою деятельность никак не связываем с политической ситуацией. Наша маркетинговая стратегия всегда была ориентирована на решение бизнес-задач и не меняется.

– Как ни крути, но банку «Россия» непросто будет избавиться от имиджа «банка друзей Путина». Насколько этот имидж соответствует действительности? Он мешает вести бизнес или, наоборот, привлекает больше клиентов?

– Раз уж вы затронули эту тему, то дам короткий комментарий: банк для имиджа, который ему приписывают, ничего не делал и не делает. Те, кто пишет о банке, стараясь придать ему какой-то определенный статус, в некотором смысле выдают желаемое за действительное. Разумеется, такие публикации не могут не влиять на нашу деятельность, потому что это тоже своего рода реклама или контрреклама. Замечу, что у банка от этого клиентов меньше не стало. На сегодняшний день то, что пишут о нашем банке, развиваться успешно ему не мешает.

– Какая же это контрреклама. Это очень хорошая реклама. Но что касается акционеров банка, то структура его бенефициаров не очень прозрачна. Например, в числе акционеров есть «Трансойл СНГ» (8,9%), которую многие связывают с трейдером Геннадием Тимченко. Его компании (с 1997 г. IPP, а в 2001 г. «Кинэкс») были совладельцами «России». Правда, тогда пакет был вдвое больше – около 20%.

– Утверждения, что структура акционеров банка непрозрачна, не соответствуют действительности. Показательно, что в 2007 г. банк вошел в число 30 крупнейших банков по чистым активам, среди которых S&P проводит исследование информационной прозрачности. Мы регулярно предоставляем регуляторам, нашим зарубежным финансовым партнерам, ключевым клиентам всю необходимую информацию. Список наших акционеров, владеющих более 5% акций, находится в свободном доступе на сайте банка.

Сегодня в структуре капитала банка порядка 40% принадлежит юридическим лицам, а большая часть – около 60% – физлицам. В структуре акционеров банка «Россия» действительно присутствуют компании, к которым имеет отношение Геннадий Николаевич [Тимченко]. Однако компании эти не имеют ни контроля, ни существенного влияния на банк. Представителей этих компаний нет и в совете директоров. С ними мы работаем как с обычными клиентами, и доля их участия в общем бизнесе банка является незначительной.

– Среди акционеров вашего банка есть фирма «Акцепт». У нее 3,93% акций банка и 12,5% в «Согазе». По данным ЕГРЮЛ, 99,9% этой фирмы принадлежит Михаилу Шеломову, родственнику Владимира Путина...

– Компания «Акцепт» с банком не аффилирована, и комментировать ее бенефициаров мне кажется не совсем корректно.

– Что связывает банк с «Северсталью» и «Сургутнефтегазом», партнерствующих как в капитале банка, так и в других проектах. Как завязалось это сотрудничество?

– И «Северсталь», и «Сургутнефтегаз» являются не только акционерами, но и клиентами банка. Сотрудничество с такими клиентами банк высоко ценит и дорожит им. А что касается участия в капитале, так, на наш взгляд, приобретение акций эффективного и быстро растущего банка неплохая инвестиция. К тому же у банка хорошая дивидендная политика.

– Насколько большое влияние на бизнес и стратегию банка оказывает основатель и крупнейший акционер Юрий Ковальчук?

– Банк в своей деятельности придерживается лучшей практики корпоративного управления. Поэтому все управленческие решения принимаются на соответствующем уровне. Стратегические вопросы находятся в ведении собрания акционеров и совета директоров, текущие вопросы бизнеса – в ведении менеджмента банка. Совет директоров, председателем которого является Юрий Валентинович, принимает решения по всем крупным сделкам, стратегическому развитию и планированию, вопросам внутреннего контроля и т. п., а менеджмент участвует в их подготовке и обсуждении.

– Как выглядит сегодня группа банка «Россия» с учетом основных активов, контролируемых банком и его владельцами?

– Стратегические инвестиции банка структурированы через инвестиционную компанию «Аброс», 100%-ную «дочку» банка. Основные активы – это страхование, медийный бизнес и лизинг.

– В 2005 г. ваша «дочка» «Аброс» приобрела на приватизационном конкурсе акции банка. Сейчас у «Аброс» более 5%. Что планируете делать с этими акциями, может, IPO?

– Рассматриваются различные варианты. Один из них – использование данного пакета в опционной программе для менеджмента банка. IPO мы в ближайшее время не планируем.

– Почему вы купили страховую компанию «Согаз». Насколько выгодной оказалась эта покупка?

– Рассматривая различные сценарии дальнейшего развития банка, мы пришли к выводу, что синергия банковского и страхового бизнесов окажется куда более эффективной, чем развитие каждого из них в отдельности. Поэтому в 2004 г., когда акции «Согаза» были выставлены на биржу, мы решили их приобрести. К сожалению, на первом этапе нам не удалось купить контрольный пакет и, чтобы довести нашу долю до контрольной, пришлось потратить много времени и сил, покупать акции на вторичном рынке.

На момент покупки прибыль «Согаза» была довольно скромная – $6–7 млн в год. Но нам было понятно, что компания эффективная и у нее большой потенциал.

Наши ожидания оправдались. Сегодня группа «Согаз» – один из лидеров страхового рынка с активами свыше $2 млрд (по состоянию на начало года) и прибылью более $130 млн. За прошедшее время компания сумела существенно диверсифицировать страховой портфель за счет рыночных клиентов из различных отраслей. Доля ее крупнейшего клиента – «Газпрома» в страховых сборах за это время снизилась с 80% до 53%. При этом он, безусловно, остается стратегическим клиентом, отношения с которым «Согаз» планирует расширять.

Хочу еще добавить, что вопреки распространенному мнению «Согаз» нам достался не дешево. На момент покупки биржевая оценка компании составляла около $120 млн, что было примерно в 1,4 раза дороже ее чистых активов по МСФО. Благодаря значительному росту бизнеса сегодня «Согаз» стоит дороже. Сейчас сопоставимые компании на рынке оцениваются в $1,5–2 млрд.

– Покупка через год «Согазом» компании «Лидер», управляющей средствами НПФ «Газфонд», была удачной сделкой...

– Идея покупки «Лидера» принадлежала менеджменту «Согаза», она обсуждалась на совете директоров страховой компании и показалась вполне логичной. «Лидер» – эффективная компания, которая успешно управляет значительными средствами. Объединение возможностей страховой и управляющей компаний дает дополнительный положительный эффект развития бизнеса обеих.

– Все могущество «Лидера» заключается в его контракте с «Газфондом». А если «Газфонд» поменяет управляющую компанию?

– Это рынок, и такое решение может быть принято. Сегодня «Лидер» – управляющая компания номер один в России. И управляет она средствами более 10 пенсионных фондов, крупнейшим из которых является «Газфонд». Управляет достаточно эффективно, что, по нашему мнению, полностью соответствует ожиданиям клиентов.

– После того как «Лидер» приобрела ваша «дочка» «Согаз», «Газпром» перестал публиковать в своей отчетности информацию о принадлежащих «Газфонду» акциях монополии (3,14%). Где эти акции сейчас? Они проданы?

– Вопрос о том, какую информацию и как публикует «Газпром», лучше адресовать этой компании. Давать комментарии за другую компанию я не могу.

– Если вы хотите знать, имеем ли мы к этому отношение, то никакого отношения банк «Россия» к этим сделкам не имеет. И хотелось бы прояснить следующее: «Лидер» – управляющая компания, и по роду своей деятельности она лишь управляет средствами своих клиентов, вкладывая их в доходные и надежные активы. Таким образом, проводя любые операции с теми или иными активами, управляющая компания всегда действует в интересах своих клиентов и права собственности на приобретаемые активы не получает. По всей видимости, данная операция прошла в рамках текущей деятельности управляющей компании.

– Но разве «Лидер» не ваша «внучка»?

– Нет, «Лидер» – наша «правнучка», «внучка» у нас «Согаз». А если серьезно, то задача акционеров и совета директоров – утверждать бизнес-стратегию, и, насколько я знаю, совет директоров УК «Лидер» ее утвердил. Оперативное управление осуществляет менеджмент компании.

– Вовлечен ли банк в процесс принятия решения «Лидером» о схеме управления акциями Газпромбанка? Как относитесь к сделкам с этими акциями?

– УК «Лидер» инвестирует средства своих клиентов в самые различные активы, при этом не являясь их собственником. Банк никак не участвует в управлении средствами клиентов управляющей компании. И уж тем более мы не имеем никакого отношения к управлению и развитию активов, которые нам не принадлежат. Все вопросы относительно стратегии инвестирования средств клиентов лучше адресовать УК «Лидер».

– Участвует ли банк «Россия» или аффилированные с ним компании в финансировании сделки по покупке менеджментом «Сибура» акций этой компании?

– Нет, участие в этой сделке ни банк, ни аффилированные с ним структуры не принимают. Хотя «Сибур» – один из наших клиентов.

– Вы сами заметили, что существует потенциальная возможность того, что «Газфонд» откажется от услуг «Лидера». Но те сделки, которые сейчас происходят в «Газпроме», Газпромбанке и «Сибуре», внешне выглядят как подстраховка на случай подобного форс-мажора. Те, кто управлял деньгами, стремятся заполучить конкретные активы.

– Всегда есть какие-то домыслы и слухи, но опираться надо на реальные факты. Повторюсь: структура банка «Россия» абсолютно прозрачна, и все наши активы отражены на балансе. Вот вы сейчас перечислили несколько уважаемых предприятий, у которых есть система корпоративного управления, есть отчетность, есть акционеры. Как вы себе представляете – войти в капитал какой-нибудь большой компании без соответствующих корпоративных решений или одобрения? Я себе этого не представляю.

– Известно, что в свое время Владимир Путин поучаствовал в капитале банка «Санкт-Петербург», хранил деньги в Промстройбанке, но так и не доверил средства банку «Россия», основанному его друзьями. Почему?

– Ну и какого ответа вы от меня ожидаете? У нас сегодня все предложения на рынке открыты. Мы называем процентные ставки, условия по размещению средств и т. д. Каждый принимает решение сам.

– Вы называете медийный бизнес стратегическим. Входящая в банк «Национальная медиа группа» уже контролирует ТРК «Петербург», «Рен-ТВ» и газету «Известия». А недавно за $1,5 млрд банк купил НТК у Сулеймана Керимова. Зачем банку медийный бизнес?

– Чтобы получать хорошую прибыль, конечно. Банк осуществляет стратегические инвестиции в наиболее динамично развивающиеся отрасли экономики и в компании – лидеры этих отраслей. У этих активов высокий потенциал роста. Если взять прогнозы по рынку индустрии развлечений и СМИ, то его рост оценивается от 20% до 30% ежегодно. Огромный потенциал, по мнению экспертов, у телевидения, интернет-проектов и проектов в области медиакоммуникаций.

По нашим прогнозам, капитализация «Национальной медиа группы» к концу 2008 г. может выйти на $5 млрд.

– А «Известия» тоже кажутся вам прибыльным бизнесом?

– Что бы мы сегодня ни говорили о печатных изданиях, что это низкорентабельный и не совсем интересный бизнес, печатные издания будут занимать серьезный сегмент на рынке развлечений и СМИ. Что касается стратегии относительно этого актива, то она должна в ближайшее время быть сформулирована в рамках стратегии НМГ и представлена совету директоров.

– То есть это бизнес, а не политика и не покупка в интересах клиента или с целью дальнейшей перепродажи?

– Именно. Это только бизнес. Все решения, которые принимаются нами, лежат в логике бизнеса.

– Какие-то еще медиаактивы вам интересны, не планируется ли объединение с «Газпром-медиа»?

– Мы интересуемся динамично развивающимися компаниями на медиарынке. Но конкретно называть какие-то активы было бы преждевременно. Вопрос объединения с «Газпром-медиа» сегодня не рассматриваем.

– Что собой представляет ваш лизинговый бизнес?

– Лизинговая компания «Зест», дочерняя компания банка «Россия» и центральная компания одноименной группы, занимает ведущие позиции на рынке Северо-Западного региона. Группа «Зест» построена по принципу холдинговой компании: в лизинговый блок входит еще пять компаний. Лизинг сегодня очень востребован со стороны клиентов банка. Объем лизингового портфеля превышает $150 млн. Наша стратегическая задача – вывести лизинговую группу на федеральный уровень.

– А какие у вас портфельные инвестиции?

– В основном это торговый портфель, структура которого включает в себя и государственные долговые обязательства, и корпоративные бумаги, в первую очередь «голубые фишки» – нефтегазовый комплекс, энергетику, металлургию. Кроме того, банк приступил к активному развитию инвестиционно-банковского направления, в том числе по реализации сделок в интересах наших клиентов. В прошлом году структурных сделок было реализовано на $300 млн, а в этом году у нас мандаты на сделки общей стоимостью свыше $1 млрд.

– И клиентов назовете?

– В основном это средние компании, названия которых не на слуху.

– Как за последние годы выросли активы и бизнес банка? Во сколько вы их оцениваете? Какая у вас цель на ближайшие два-три года?

– Банк развивается очень динамично. Постоянный ежегодный прирост активов составляет порядка 60–80%, и за период 2005–2007 гг. они утроились. Такая динамика сохраняется и в этом году: с начала года активы банка показали прирост в 40% и достигли 80 млрд руб.

Средства клиентов за последние два года выросли в 3,2 раза, а чистая ссудная задолженность – в 4 раза.

Банк сегодня входит в число 40 ведущих банков России. Мы планируем в течение двух лет войти в двадцатку крупнейших банков.

Другая важная составляющая – формирование публичной истории на долговом рынке. В прошлом году мы успешно разместили на внутреннем рынке первый облигационный заем на 1,5 млрд руб. Уже принято решение о размещении второго облигационного займа на 3 млрд руб. Мы также рассматриваем возможность выпуска евробондов при позитивной конъюнктуре рынка. Еще одно стратегическое направление – региональное развитие. Здесь возможны три сценария: либо развитие сети продаж на базе компаний группы, либо открытие собственных филиалов под задачи клиентов, либо приобретение банковской сети.

– А на примете есть региональные банки?

– Да, но пока о них говорить рано.

– Банк «Россия» активно работает с «Газпромом», но на этой же линии фокусируется Газпромбанк, где у вас тут водораздел, не возникает ли какого-то конфликта интересов?

– Я не могу сказать, что мы серьезно пересекаемся с Газпромбанком, и говорить о каких-то весомых операциях с «Газпромом», наверное, тоже будет большой натяжкой. Мы в основном работаем с предприятиями, которые входят в эту группу и находятся в центральном и Северо-Западном регионах. Доля участия этих компаний в общем бизнесе банка незначительна.

– Что за проект Выборгский судостроительный завод?

– Выборгский судостроительный завод – предприятие интересное и перспективное. Но оно нас интересует только как клиент. Банк не собирается становиться там акционером. Если будут предложения по структурированию сделок, мы их рассмотрим.

– А девелоперский бизнес развивать не планируете?

– Похвастаться какими-то серьезными достижениями в этом направлении пока не могу. Есть единичные проекты, которые мы финансируем в Петербурге. Самый интересный – конгресс-центр «Константиновский» в Стрельне. Кроме того, мы выступали организатором финансирования строительства горнолыжного курорта «Игора».

– Какие основные изменения произошли в банке и среди его акционеров со времени создания «России» в середине 1990-х?

– За прошедшие годы капитал банка значительно вырос. Было проведено более 10 эмиссий, в ходе которых менялась и структура акционеров. Описать все изменения в рамках интервью мне кажется практически нереальным – да и зачем? Банк живет настоящим, а о текущей структуре мы уже поговорили.

– Кто предложил вам возглавить банк «Россия»? Вас прочили на место предправления Транскредитбанка.

– Предложение возглавить Транскредитбанк мне не поступало. А что касается банка «Россия», то я общался с несколькими членами совета директоров. Окончательно решение сформировалось после беседы с Юрием Валентиновичем [Ковальчуком], с которым я знаком еще со времен работы в центре стратегических разработок «Северо-Запад».

– В свое время вы руководили банком «Менатеп-Санкт-Петербург», вам как-то сейчас это аукается?

– Мне кажется, слово «аукается» не совсем правильное, потому что «Менатеп-Санкт-Петербург» был достаточно серьезным банком с серьезной филиальной сетью. Я очень благодарен опыту, который там получил.

– А можете сравнить, в чем была принципиальная разница в работе?

– Специфика бизнеса немножко другая. Все-таки многофилиальный банк, который позиционируется как розничный, и банк корпоративный, безусловно, отличаются. Но принципы ответственности и профессионализма остаются что в розничном банке, что в банке корпоративном.

Необычное хобби Дмитрия Лебедева

Пчелы У Лебедева редкое хобби: он разводит пчел. У него небольшая пасека. Пчеловодством заинтересовался давно: «Просто решение пришло неожиданно, и мне понравилось. Во-первых, оно требует концентрации, колоссального терпения и ответственности». По его словам, ко всему надо относиться ответственно: и к работе, и к близким, и к пчелам. «И всегда надо быть готовым к тому, что ужалят», – добавляет Лебедев. Семья Дочь банкира ходила в детский сад, а теперь готовится идти в первый класс. Жена работает в финансовом секторе, но дома они работу не обсуждают: «Это табу», – улыбается Лебедев. «Еще дома работы не хватало». Увлечения Лебедев путешествует редко, не любит уезжать из Петербурга. «Ленинградская область – лучшее место для отдыха». Читает рассказы Чехова и русские народные сказки: «Поучительно».