Передача власти: Новый день Конституции


По справедливому замечанию президента Дмитрия Медведева, отмечаемый 12 июня День России преодолел серьезный восемнадцатилетний возраст совершеннолетия. Однако для многих граждан страны этот государственный праздник до сих пор остается во многом большими выходными – «двойным уикендом», как это случилось в нынешнем году. Главный мотив торжеств – мотив общенационального гражданского единения и свободного развития страны – был, конечно, выражен не только в официальных празднованиях, но и в массовом сознании. Однако едва ли не решающая заслуга принадлежала на этот раз все-таки внешним по отношению к природе праздника событиям, а именно выступлению России на чемпионате Европы по футболу в целом и благополучно завершившемуся ожиданию победы нашей команды над Грецией в частности. Впрочем, впереди еще новая «полтавская битва» со шведами и все связанные с этим риски духоподъемности.

Безотносительно праздничного контекста нынешнего года в принципе можно довольно долго спорить и социологически замерять то, как воспринимается гражданами страны День России. Тем более эти дискуссии никогда и не прекращались. Сегодня, по данным «Левада-центра», 61% граждан считают, что независимость, оформленная 12 июня 1990 г. Декларацией о государственном суверенитете России, пошла стране определенно или скорее во благо, а 17% – что во вред. Еще в 1998 г. соотношение было практически полностью противоположным: тогда только 27% видели в развитии после 1990 г. позитивную сторону, а 57% были настроены критически.

Перелом в настроениях наступил только в 2003 г., когда впервые голосов за суверенную и независимую Россию стало больше, чем высказываний против. Но здесь найдется много аргументов в пользу того, что осмысление гражданами событий 1990 г. шло и продолжает идти не без связи с социально-экономической конъюнктурой развития страны и собственным уровнем жизни. Плюс к тому как раз годом ранее праздник сменил название «День независимости» на идеологически более общее и универсальное – «День России».

Впрочем, более 20% сограждан и тогда, и сейчас не могут вынести определенного исторического вердикта о независимой России и затрудняются в ответе. Неудивительно, что и депутаты Госдумы последний раз июньский красный день календаря предлагали отменить и превратить просто в памятный день всего лишь пару лет назад – в 2006 г. некоторыми народными избранниками на замену празднику 12 июня вполне официально предлагался День космонавтики 12 апреля.

Еще один смысловой поворот, который, пожалуй, можно счесть ключевым, случился вокруг 12 июня чуть раньше, в 2004 г. Именно тогда пантеон государственных праздников России в последний раз претерпел существенные коррективы. Помимо того что в каком-то смысле «на замену» дню 7 ноября тогда пришел День народного единства 4 ноября, из разряда праздников и государственных выходных дней тогда же выпал и отмечавшийся 12 декабря День Конституции.

В объяснение этого последнего решения много говорилось, в том числе и о том, что содержательно празднование Дня Конституции явно пересекается со смыслом Дня России, а потому логично оставить что-то одно. Тем более что 12 декабря тоже никогда не воспринималось как что-то большее, чем дополнительный выходной. Пожертвовав этим красным днем календаря, да еще в придачу и 2 мая, мы получили новую традицию больших новогодних каникул. В общем, один день – 12 июня – и остался. Но вот той самой содержательности и, если угодно, идеологического и институционального стержня Дню России как не хватало, так и сегодня недостает.

Быть может, творцы праздничных перемен 2004 г. были глубинно правы. Дополнительное придание Дню России именно конституционного, основополагающего и устанавливающего принципы и цели развития страны смысла как раз было бы делом в высшей степени уместным и полезным.

И тогда с наиболее понятной нашей современной политике технологической точки зрения следовало не просто сказать о близости смыслов Дня России и Дня Конституции, но и убедительно принять, к примеру, новую редакцию Основного закона на новом референдуме именно 12 июня. Кто знает, может быть, именно до чего-то подобного когда-нибудь дело и дойдет, хотя вряд ли результат будет убедительным благодаря только таким управленческим техникам.

Тут дело глубже, и проблема в том, что помимо правового нигилизма и власти, и обществу необходимо более всего преодоление нигилизма смыслов и ценностей. В этом смысле сегодняшняя Россия все еще ментально и социально во многом остается в тех самых как только ни называемых 90-х гг., в переходном, постсоветском состоянии, не зная, что именно будет и должно быть после этого «пост», как назвать современный период и будущий этап своего развития.

А ведь, пожалуй, пора определяться. Восемнадцатилетний юбилей Дня России уже случился, а совершеннолетие российской Конституции тоже не за горами. Оно наступит в 2011 г., как раз под занавес нынешнего срока президентских полномочий Дмитрия Медведева. То есть в начале нового десятилетия, в начале 2010-х гг., когда, судя по всему тому, о чем «на период до 2020 г.» говорит сегодня власть, Россия должна стать современной, успешной и опирающейся «на умение людей свободно мыслить, самостоятельно действовать и брать на себя гражданскую ответственность». Для того чтобы это случилось, нужно понять, перефразируя известное высказывание, что дело не в красных днях календаря, а в головах.