Выручила в трудную минуту

В эпоху массовых сокращений персонала компании охотно назначают женщин на важные позиции, но мало у кого получается на них закрепиться

Доцент Университета Иллинойса Джон Денкер в течение 25 лет наблюдал карьерную динамику в американской компании, входящей в Fortune 500, занятой в сфере промышленного производства, и обнаружил закономерность: после массовых увольнений в этой компании женщины занимали 36% менеджерских должностей, т. е. заметно больше, чем до начала сокращений (24%). Правда, в высших эшелонах управления фирмы их доля была ниже – не более 17% после увольнений (до – 11% ). В целом же компании, переживающие период сокращений, продвигают женщин по служебной лестнице намного быстрее (на 25%), чем мужчин. Но карьерные успехи представительниц прекрасного пола недолговечны: через год-два доля мужчин-менеджеров вновь начинает возрастать.

По данным американской общественной организации Catalyst, в 2007 г. женщины занимали 50,6% руководящих позиций в компаниях Fortune 500, но лишь 15,4% топ-менеджерских позиций и 14,8% позиций в советах директоров.

Главная мысль Денкера: женщины по-прежнему недостаточно представлены в высших кругах крупных американских компаний. Действительно, в момент реструктуризации компании готовы давать женщинам шанс, но воспользоваться им удается немногим. По нескольким причинам: 1) дальнейшие продвижения маловероятны и для мужчин, и для женщин; 2) женщин продвигают на более низкие позиции, чем мужчин; 3) трудно закрепиться на новых позициях.

«Работодатели в трудную минуту в большей степени рассчитывают на женщин, чем на мужчин, – делится соображениями гендиректор хедхантинговой компании Green Street Юна Скобликова. – «В трудную» – имеется в виду не тогда, когда нужно принять стратегически важное для компании решение, а в период кризиса – как раз когда нужно затянуть пояса и поверить в светлое будущее. В этом смысле женщины более надежны». Не случайно при найме работодатели на ответственных позициях часто хотят видеть одиноких женщин с детьми, добавляет Скобликова: по их мнению, это самые верные и преданные сотрудники.

Денкер замечает еще, что после сокращения у работников фирмы остается меньше возможностей для карьерного роста, поэтому продвижение женщин более заметно. Но руководство компаний опасается, что большое количество женских повышений может спровоцировать недовольство менеджеров-мужчин. Тут и проявляется феномен «стеклянного потолка»: по мере продвижения женщин по служебной лестнице скорость их карьерного роста замедляется.