Над красотой

Филармонический вечер Маурицио Пол-лини собрал аншлаг в Зале Чайковского и оставил двоякое впечатление

Знаменитый итальянец не успел стать нашим любимцем: играл в Москве двадцать лет назад, а по записям производил впечатление холодноватого мастера, в романтической музыке казавшегося сухим.

Теперь Поллини 66 лет, и производит он едва ли не обратное впечатление. Мастерство, пожалуй, он утратил. Слушать Шопена с нечисто исполненными пассажами и арпеджио, замаскированными грязной педалью, было обидно. Звуковых красот и приятных тонкостей он тоже не продемонстрировал. Более того, играя в первом отделении Шопена, а во втором Дебюсси, Поллини не подчеркнул и стилистических различий: играл так, словно это был один композитор.

Атмосфера парижского салона, звуковые мерцания импрессионизма, где вы? Поллини устремил свой взгляд куда-то выше – над стилями. В нем появилось новое качество – жар. Как у позднего Рембрандта, его мазок стал груб и значителен. Чем дальше, тем больше нам становилось важно его слушать, а ему – играть. Концерт шел волнами, с подъемами и спадами, и все же по нарастающей. На бис был снова Шопен: Первая баллада прозвучала так человечески тепло, что вот тут-то концерт большого пианиста, казалось, по-настоящему и начался. Но он тут-то и закончился.