Поспеть за нефтью

Антимонопольная служба предлагает менять экспортные пошлины на нефть раз в месяц, а не в два, как сейчас

Когда нефть быстро дорожает, бюджет недополучает денег, не успевая за ростом цены, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Но даже если пошлины будут устанавливаться чаще, по итогам года увеличение поступлений в бюджет не будет очень ощутимо, уверен Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса».

Эта мера необходима для стабилизации рынка нефтепродуктов, отмечает Александр Пироженко, начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по контролю в ТЭКе.

Сейчас нефтяные пошлины немного «запаздывают» за дорожающей нефтью. Это стимулирует компании максимизировать экспорт, из-за чего на внутреннем рынке возникает дефицит, а как следствие – повышение цен, говорит Пироженко.

ФАС думает менять пошлины чаще, чем сейчас. Насколько часто, Пироженко не сказал. Пошлины устанавливаются раз в два месяца – по результатам расчета средней цены марки Urals на мировых рынках за истекшие два месяца. Размер устанавливается постановлением правительства.

В июне – июле пошлина составляет $398,1 за тонну. Она рассчитана исходя из средней цены нефти в марте – апреле: $102,85 за баррель. Для сравнения: в мае баррель стоил уже $119,1. Но механизм установления пошлины таков, что бюджет почувствует это только в августе – сентябре.

Когда нефть то дорожает, то дешевеет, частота изменения ставки не влияет на доходы бюджета, отмечает чиновник Минфина. Но начиная с марта 2007 г. нефть только дорожает (тогда – $58,8/барр.).

Наоборот, когда нефть начнет дешеветь, компании будут «переплачивать» в бюджет, отмечает Нестеров. Нефть не будет вечно дорожать, уверен Шеин.

Новый механизм изменения пошлин будет подстраховывать государство от убытков при повышении цен, а компании – при их падении, отмечает представитель «Роснефти» Николай Манвелов.