Регулирование энергорынков: Примирить ОПЕК и ВТО


Значение энергетики для экономического развития невозможно переоценить, однако этой проблемой часто пренебрегают на уровне глобальных институтов, а нормы международной торговли в энергетическом секторе практически не действуют. Усилия ВТО, например, прежде всего концентрируются на преодолении барьеров для импорта, в то время как в сфере энергетики ограничения в основном касаются экспорта.

В отличие от других товаров ископаемые виды топлива уникальны. Они обеспечивают большую часть энергии в мире, но представляют собой конечный ресурс. Опасения, связанные с нехваткой ресурсов, заставляют ключевых игроков принимать меры, чтобы обеспечить доступ к источникам энергии. Возможно дальнейшее обострение геополитических конфликтов, в особенности с учетом прогнозов экспертов о росте спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% этого увеличения должны покрыть ископаемые виды топлива.

Важность ископаемых видов топлива для удовлетворения растущего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости этих ресурсов для стран-экспортеров. Последние рассматривают энергетику как важный инструмент собственного развития – во всех аспектах этого понятия. Вследствие этого они часто предпринимают шаги, противоречащие принципам свободной торговли. Исключительность энергетики увеличивается из-за растущей озабоченности, связанной с экологией. Государства, взявшие на себя обязательства по уменьшению выбросов, используют для производства альтернативной энергии субсидии и налоговые льготы, что противоречит принципам свободной торговли и ВТО.

По этим и другим причинам принципы свободной торговли никогда не могли укорениться в энергетическом секторе. Но активная роль государства неизбежно приводит к тому, что правительства начинают использовать экспорт энергоресурсов в политических целях.

Нормы международной энергетической торговли должны избегать крайних подходов – как применения всех принципов свободной торговли, так и одностороннего государственного или регионального регулирования.

Рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, предусмотренный Киотским протоколом, – удачный пример глобального контроля над экологическими процессами с помощью рыночных механизмов. Мировой энергетический рынок в целом требует столь же сложного соединения вмешательства и регулирования. Особенно важно создание новых организаций – например, Международного энергетического форума, который должен обеспечить диалог в сфере энергетики.

Одним из возможных средств является установление связи между ОПЕК и ВТО. Картель нефтепроизводителей функционирует на основе принципов, противоречащих свободной торговле, поэтому появление либерального энергетического рынка неизбежно привело бы к роспуску этой организации. Но, несмотря на многолетние противоречия между ОПЕК и ВТО, обе организации являются неотъемлемыми элементами современной экономики. ОПЕК играет ключевую роль в регулировании цен и поставок топлива, в то время как ВТО – организация, которая остается центром притяжения для многосторонних торговых режимов.

Вопрос о том, чтобы интегрировать энергетику в систему многосторонней торговли посредством установления связи между ОПЕК и ВТО, никогда не ставился всерьез, хотя интересные научные исследования на эту тему уже появляются. ОПЕК озабочена высокими внутренними налогами на топливо, развитием возобновляемых источников энергии в странах-потребителях, доступом на рынки энергетических услуг стран – членов ВТО. В свою очередь, ВТО беспокоят количественные ограничения экспорта со стороны ОПЕК, проблемы поставок в энергетическом секторе и экспортные пошлины.

Но между двумя этими организациями существует несколько ключевых точек соприкосновения. Например, интересы совпадают в том, что касается важности инвестиций в строительство энерготранспортной инфраструктуры и увеличения производственных мощностей. Кроме того, ОПЕК одобряет «справедливое соглашение», которое признает право владельцев на справедливую цену за их возобновляемые ресурсы и их суверенное право контролировать собственные природные ресурсы, а также право потребителей на гарантированные поставки энергоресурсов по разумной цене. В свою очередь, ключевые игроки системы международной торговли, включая США и ЕС, используют ту же терминологию, призывая укрепить торговые союзы и установить диалог с основными экспортерами энергоресурсов. ВТО имеет потенциальные возможности решать обе группы проблем.

Однако вначале нужно ответить на два важных вопроса.

Первый касается статуса ВТО как организации, состоящей из стран-членов. Повестка и процесс переговоров контролируются национальными правительствами. По этой причине нет гарантий, что возможен консенсус о применении норм международной торговли в энергетическом секторе. Но такой консенсус необходим.

Во-вторых, три ключевых члена ОПЕК – Ирак, Иран и Ливия, которые входят в число крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов, – не являются членами ВТО. Политические конфликты необходимо разрешить, чтобы ОПЕК и ВТО могли вести плодотворные переговоры о формировании новых торговых рамок.

Рынки не являются чисто экономической конструкцией, они представляют собой преимущественно социальные структуры и поэтому отражают распределение власти в системе международных отношений. Таким образом, влиятельные государства могут вмешиваться или вводить правила, чтобы заставить рынки работать в своих интересах. Подобные страны, в первую очередь США, часто рассматривают энергетику как элемент национальной безопасности, что препятствует новым инициативам в сфере торговли энергоресурсами.

Модные ныне заявления о том, что международное экономическое влияние переходит к развивающимся странам, которые богаты природными ресурсами, – явное преувеличение. Однако страны-экспортеры должны принять тот факт, что новые проблемы, например изменение климата, будут воздействовать на торговлю энергоресурсами и стратегии участников рынка.

Ситуация в мировой энергетике меняется. Вместо того чтобы сопротивляться переменам, рискуя оказаться на обочине, богатые энергоресурсами страны-экспортеры должны стать активными и конструктивными партнерами. Они должны включиться в дебаты о новых вызовах, в том числе об изменении климата, и попытаться воздействовать на формулирование и осуществление политики в мире.