Доходное место: Новый русский уют

Россия изучила азы гостеприимства. Еще 10 лет назад о соответствии европейским стандартам, а тем более о конкуренции с западными гостиничными брендами не могло быть и речи. Сейчас владельцы отелей и архитекторы не хотят, чтобы российские гостиницы во всем копировали стандартные европейские отели. Тенденция универсализации стала изживать себя, уступая место идее индивидуализации.

Основой создания и последующего развития современного российского гостиничного рынка стала советская гостиничная сеть. В 80-е гг. прошлого века в СССР система всесоюзного массового туризма охватывала более 50 млн человек. После перестройки неблагоприятные экономические условия и ошибки быстрого реформирования негативно сказались на развитии сферы гостеприимства. «До 2004–2005 гг. ни крупные корпорации, ни финансовые структуры не проявляли большого интереса к гостиничному бизнесу. Было заявлено о нескольких проектах, которые так и не были реализованы», – вспоминает Андрей Канорский, генеральный директор компании Avant Group.

Сейчас строительство гостиниц становится все более актуальной темой и в Москве, и в регионах России, ведь качественные отели повсеместно в дефиците. По словам Андрея Канорского, в существующих объектах современным требованиям соответствует не более 20–25%, все остальное требует комплексной реконструкции или замены. Только для того чтобы восстановить доперестроечные объемы по отрасли, нужно реконструировать или заново построить не менее 200 000 номеров.

Развитию гостиничного рынка, с одной стороны, способствует поступательное развитие экономики и сырьевого сектора, которое обеспечивает наличие свободных денег, а с другой – наличие огромного потенциального рынка, в формирование которого эти средства можно было бы вложить.

По данным Российской гостиничной ассоциации (2007 г.), на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но следует ожидать, что соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов – в провинции строится все больше гостиниц. Речь идет о курортных городах – и прежде всего о Сочи, инвестиционная привлекательность которого сегодня не уступает столичным городам. К числу стремительно развивающихся районов относится также ряд городов-миллионников. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске.

Смена настроения

До недавнего времени оформители гостиничных номеров делали ставку на консервативную классику. Интерьер создавался на годы, обращение к ультрамодным веяниям и тенденциям сезона было неприемлемо. Дизайнеры придерживались мнения, что интерьер сетевого отеля должен быть универсален и узнаваем в любой стране.

От дизайна требовалось оптимальное решение пространства заданной площади и его функциональной нагрузки, тиражируемые конструктивные решения мебели и декора. «В интерьерах гостиниц необходимо учитывать ряд моментов, имеющих свою специфику, что обязательно сделает интерьер менее красочным, – говорит Андриан Куликов, директор компании Domus Aurea. – В гостиницах, например, должны быть обеспечены более жесткие меры безопасности, и предлагаемые и возможные для использования материалы выглядят не столь богато и красиво, как в интерьере частного жилья».

Однако последние несколько лет инвесторы и владельцы отелей в погоне за клиентами стали больше внимания уделять индивидуальности гостиничных номеров. «В настоящее время гостиничный номер – это театр, где дизайнер играет свою роль, – сравнивает Аарон Бецки, куратор XI Венецианского архитектурного биеннале. – Поэтому ценится более творческий, эмоциональный подход к оформлению такого помещения. Дизайн интерьера нацелен на создание у посетителя гостиницы чувства защищенности, уединенности, которого так не хватает в сегодняшнем мире».

Арилд Ховланд, старший вице-президент компании «Резидор», объясняет сложившуюся тенденцию изменением клиентуры. «Деловые люди, вынужденные путешествовать, становятся моложе, а среди желающие просто отдохнуть, наоборот, больше людей старшего поколения, – объясняет эксперт. – Кроме того, клиенты стали понимать, что отель – это не просто место, где можно остановиться. Сейчас это в том числе место для постоянного проживания».

Стандарты и комфорт

Марина Харламова, эксперт-аналитик GVA Sawyer, считает: с приходом на российский рынок международных компаний со своими брендами и стандартами качества наметилась явная тенденция в сторону улучшения качества предлагаемых услуг. Именно западные бренды привнесли на рынок новые стандарты объемно-планировочных решений, инженерного оснащения зданий и оформления номеров. В соответствии с ними, например, площадь номера в 3-звездочном отеле должна быть не 15 кв. м, как в гостиницах среднего класса советской эпохи, а не менее 18 кв. м и обязательно включать санузел. Кроме того, все номера сегодня оснащены кондиционерами, во всем здании отеля предоставляется услуга пользования беспроводной сетью интернет (WiFi). Это те ключевые параметры, которые отличают отели международных брендов от старых советских гостиниц.

По словам Арилда Ховланда, гостиничный номер сильно изменился с точки зрения комфорта. Появились многофункциональные телевизоры с широким экраном, к которым можно подсоединить ПК. «Особое внимание стоит уделить электропроводкам, чтобы облегчить использование современного оборудования, например кофеварок и электрических чайников», – отмечает эксперт.

Изменилась площадь ванной комнаты. В советское время стандартная площадь ванной комнаты составляла 10 кв. м. В наше время согласно международным стандартам гостиничного рынка площадь ванной комнаты должна быть не менее 25 кв. м. В оснащении ванной комнаты доминирует душевая кабина, а не стандартная ванна, как это было раньше.

В оснащении ванной комнаты упор делается на функциональность и надежность (в частности, немаловажным критерием является срок службы оборудования). В номерах повышенной комфортности (отели «4–5 звезд») часто используются последние достижения сантехнической индустрии. «Дизайн – самый разнообразный. От ультрасовременных форм и функций до специально состаренных (имитация старой сантехники) приборов, призванных подчеркнуть очарование старины и окунуть гостя не столько в ванну, сколько в атмосферу традиций гостеприимства», – описывает Канорский.

Внешний облик гостиничного помещения также строго регламентирован международными стандартами. При проектировании и строительстве новых объектов, ориентированных на международный рынок или заявляющих себя как объекты мирового класса, крайне важно соответствие международным критериям качества, например европейскому гостиничному стандарту (EUHS). Наличие международного сертификата качества позволит использовать международную символику с указанием соответствующей категории и способствовать продвижению гостиницы в международных системах бронирования.

Помимо международных стандартов сертификации каждая международная гостиничная сеть, будь то Hilton или Marriott, имеет свои внутренние стандарты. Например, согласно международной сертификации в отелях уровня «4 звезды» в холлах должно быть мягкое напольное покрытие, а в стандартах определяется, какого цвета это покрытие должно быть во всех отелях сети. Новые гостиничные объекты, открывающиеся под самостоятельным управлением, стараются приблизиться к этим стандартам. Но в дальнейшем изменение архитектурных стилей и дизайна интерьеров будет идти в разных направлениях: если раньше операторы старались копировать международные стандарты, то сейчас выражение «гостиница высокого класса» стало приобретать иное значение.

Не как все

Философия оформления таких отелей состоит в том, чтобы каждый имел свое лицо. Авторская работа дизайнера становится связанной с историко-культурными особенностями российской действительности. Например, интерьер отеля «Достоевский» в Санкт-Петербурге решен в стилистике Петербурга времен Достоевского.

Гостиница «Ленинградская» в Москве построена в 1950-х гг., это одна из семи знаменитый сталинских высоток, высота 28-этажного отеля – 136 м. За полвека своего существования «Ленинградская» приняла 2 млн гостей. Снаружи здание кажется строгим, но внутренняя отделка выполнена в стиле барокко. Здесь и бронзовые решетки на лестницах, и расписные, лепные, даже резные деревянные потолки, и бронзовые люстры и львы, и монументальная мебель из ценных пород дерева.

1 ноября 2005 г. ЗАО «Моспромстрой» приступило к реконструкции отеля, которая завершилась в мае этого года. В результате перепланировки количество номеров с 329 уменьшилось до 275, а их минимальная площадь увеличилась с 18 до 33 кв. м, что соответствует мировым стандартам гостиниц класса «4 звезды». В каждом номере есть кондиционер и климат-контроль, высокоскоростной интернет и WiFi, жидкокристаллический телевизор, многоканальное спутниковое телевидение, электронная ключ-карта, мини-бар и многое другое. После реставрации в отеле появятся три конференц-зала, банкетный зал, VIP-буфет, бизнес-центр, комнаты для совещаний и эксклюзивные президентские номера метражом 145 кв. м. На минус 1-м этаже, где раньше находилось давно заброшенное бомбоубежище, теперь оборудовали фитнес-клуб и бассейн. В гостинице полностью заменены технические и инженерные системы, которые были изношены на 90%. Рабочие установили новые лифты, противопожарную систему, заменили системы водоснабжения и вентиляции, электропроводку, канализацию, отопление. «Моспромстрою» удалось сохранить архитектурно-художественный образ интерьера отеля, гордятся в компании. Собственниками гостиницы «Хилтон-Ленинградская» являются ОАО «Садко Отель» и правительство Москвы. Объем инвестиций в реконструкцию составил более $100 млн.

Отели, подчеркивающие национальный аспект и уникальный имидж, единичны, но в скором времени, прогнозируют эксперты, их станет гораздо больше. Например, сейчас компания «Стабильная линия» реконструирует фасад правого крыла памятника архитектуры федерального значения «Усадьба С. Меншикова, внука фаворита Петра I» (творение архитектора Матвея Казакова). Основная идея проекта – возрождение традиций русского зодчества, учитывающее современные тенденции градостроительства, что позволяет создать первый объект сети гостиниц – 3-звездочную мини-гостиницу «Ассамблея Никитская».

Если концепция будущего отеля не предполагает историко-культурной тематики, то дизайнеры подчеркивают индивидуальность интерьера при помощи модных тенденций и оригинальных стилистических решений. Наиболее популярными стилями оформления убранства русских гостиниц остаются конструктивизм, хай-тек и кантри.

Несмотря на стремление к индивидуализации в оформлении гостиничных номеров, комфортный минимализм по-прежнему остается актуальным. Что касается смешения стилей, то этот дизайнерский прием уходит в прошлое: по мнению дизайнеров, неповторимый имидж отеля проще создать при помощи одного стиля.

По словам Арилда Ховланда, основной акцент в создании образа гостиницы (как в номерах, так и в общественных помещениях) делается на визуальном эффекте. «Интерьер гостиницы не должен быть холодным и консервативным, – говорит эксперт. – Гости хотят очутиться в теплом и в то же время привлекательном пространстве, только тогда возникнет желание вернуться в этот номер. Консервативная классика теряет актуальность: этот стиль выглядит слишком фальсифицированным. Мы оформляем свои отели в разных концепциях – от стиля at home, «шик» до «провинциального», «африканского», эти новые тенденции в последнее время усиливаются».

Найти баланс

Создание гостиничного номера класса люкс – это не только оригинальные дизайнерские концепции, комфортная мебель, но и звуки, запахи, цвет – все, что создает в номере уют и расслабляющую обстановку. «Запахи обязательно должны быть натуральными – как, например, аромат свежеиспеченного хлеба. Но слишком много запахов может негативно подействовать на общую обстановку. Найти подходящий баланс звуков и запахов – настоящее искусство», – говорит Арилд Ховланд.

Цвета в оформлении гостиницы могут быть яркими, но не должны быть кричащими. В московском отеле Apple индивидуальный дизайн каждого из семи этажей соответствует одному из цветов радуги, базовый цвет повторяется, варьируясь, в интерьере гостевой комнаты. Цвет отделки и мебели в отеле приглушенный и разбавлен более холодными оттенками, например белым.

Дизайнеры больше не стремятся украсить гостиничный номер немыслимым количеством аксессуаров, как это было лет 10 назад. По словам Лады Гусевой, руководителя компании Mugu Interiors, основная тенденция оформления новых отелей класса luxury заключается в простоте и лаконичности дизайна, использовании лучших экологически чистых, натуральных отделочных материалов: натурального камня (мрамор, оникс, травертин), ценных пород дерева (макасар, палисандр), натуральной кожи, также возможно использование искусственных материалов высокого качества (это делается для удобства эксплуатации). «Как правило, невозможно отличить, сделано изголовье кровати из натуральной кожи или из заменителя. Стоимость таких материалов равнозначна «оригиналам», – объясняет эксперт.

Функции и ценности

Еще один важный аспект – эргономика пространства. В отеле, как в машине бизнес-класса, все желаемое должно оказываться под рукой. Особого внимания заслуживают атрибуты для сна: матрасы, подушки, одеяла, белье должны быть только высшего качества и от лучших производителей. В номере должно быть несколько источников света, и каждый должен дополнительно регулироваться, это помогает обратить внимание на красоту интерьера.

«К сожалению, в большинстве российских отелей ситуация складывается плачевно. Они могут поражать дизайнерским решением и обилием золота, хрусталя, но гость такого отеля элементарно лишен возможности почитать перед сном при нормальном освещении, не разбиться в ванной комнате и просто отдохнуть. Особенно это чувствуется в номерах люкс, которые больше по площади стандартных номеров: из-за непродуманности планировок номер заполняется абсолютно ненужными предметами, которые только раздражают», – сетует Лада Гусева.

По мнению Андрея Канорского, актуальные архитектурные и дизайнерские решения в гостиничном бизнесе – важное звено в цепочке создания потребительской ценности и должны обеспечивать дополнительный вклад в увеличение коммерческой эффективности проекта. Например, дорогие текстильные настенные покрытия быстро превратятся из достоинства в недостаток, так как они совершенно не пригодны для частой уборки. Или проект спального места для ребенка на «антресолях» с почти вертикальной лестницей, который с точки зрения безопасности понравится далеко не каждому родителю.

Другой пример – отель в Северном регионе, в котором вход в каждый номер сделан c улицы. Оригинальный архитектурный проект сам по себе великолепен, но не учитывает местного климата. В результате в течение 9–10 месяцев горничным приходится катить тяжелые тележки под снегом и дождем, что увеличивает время на уборку каждого номера и может привести к расширению штата (а соответственно, и расходов на персонал).

Поэтому в отелях среднего уровня на 1-м месте – функциональность. Речь идет и о современных материалах (относительно недорогих, долговечных, простых в уборке), и о совмещении функций предметов мебели (например, письменный стол – мини-бар, барная стойка – рабочее место). В отелях высокого класса свои требования. Например, если частью имиджа отеля являются произведения искусства или антиквариат, они там должны быть.

Мультифункциональность касается не только гостиничного номера, но и общественных помещений – комнат для отдыха, столовых, конференц-залов. Комната должна быть местом, где можно не только пообедать, но и отдохнуть, посмотреть телевизор.

Откуда мебель?

Поставщики мебели и оборудования быстро подстраиваются под запросы операторов, предлагая новые коллекции мебели для стандартных номеров или адаптируя стандартные коллекции под нестандартные планировки. Все чаще и чаще предлагают комплексные решения по комплектации всей гостиницы с номерами различного уровня и конфигурации.

Например, для отеля «Акватория лета» (Avant Group) мебель поставила российская компания «Дубок» из Ейска. В столичном отеле «Охотник» той же компании тендер на поставку мебели для номеров выиграла компания «Аптренд». В адлерском отеле поставщиком мебели был краснодарский производитель – компания «Валидо». При выборе фирмы основными критериями были цена продукции, функциональность, гарантии по срокам поставки.

При создании проекта инвесторы сотрудничают как с российскими, так и с зарубежными дизайнерскими компаниями – все зависит от уровня отеля, бюджета, маркетингового обоснования формата отеля. Оформлением мотеля у шоссе скорее всего займутся российские специалисты. Если же это бутик-отель в модном месте и бюджет предполагает достаточное финансирование на разработку дизайна, привлекаются как иностранные, так и российские дизайнеры. Арилд Ховланд рекомендует обращаться за помощью к специализированным компаниям, которые имеют большой опыт в разработке архитектуры и дизайна именно в гостиничном бизнесе (в их активе должно быть не менее 10 международных проектов). «Таких компаний мало, и они очень заняты, но результат не заставит себя ждать», – говорит эксперт.

Перспективы гостеприимства

Об острой нехватке гостиничных мест в Москве говорят уже давно. В частности, в СМИ неоднократно приводилось мнение экспертов о том, что именно из-за дефицита гостиничных мест Москва лишилась возможности провести «Экспо-2010» и Олимпиаду-2012.

Гостиничный сегмент единственный на рынке российской недвижимости до сих пор нельзя назвать окончательно сформированным. На сегодняшний день показатели, характеризующие объемы развития гостиничного сектора в России, по-прежнему остаются более низкими, чем в других сегментах рынка. Это касается и количества объектов, и суммарных объемов построенных площадей. Гостиницы как объекты коммерческой недвижимости пока проигрывают своим основным конкурентам – торговым, офисным и жилым проектам – в борьбе за инвестиции, поскольку сроки окупаемости проектов гостиничной недвижимости выше, чем офисной, торговой или жилой (8–12 лет).

Конечно, столичные власти пытаются активно участвовать в решении данной проблемы. В 2006 г. было заявлено, что к 2008 г. будет восстановлен в полном объеме номерной фонд, существовавший до начала реконструкции таких гостиниц, как «Россия» и «Москва». Соответственно, с 2008 г. должно начаться увеличение совокупного номерного фонда. К 2010 г. он должен вырасти до 186 473 мест. Особое внимание уделяется гостиницам уровня «3 звезды»: только в нынешнем году предполагается ввести в эксплуатацию более 50 объектов этой категории. Впрочем, будут ли заявленные планы реализованы в эти сроки, не известно. По крайней мере за весь прошлый год в Москве открылось немногим более 10 гостиниц. На настоящее время анонсировано более 80 проектов гостиниц различных категорий, представляющих собой как объекты нового строительства, так и реконструкцию старых советских гостиниц.