Евгений Чичваркин: «Нам пришлось выгнать всех негров», - Евгений Чичваркин, председатель совета директоров и совладелец «Евросети»

Основатель «Евросети» жалуется на «чудовищную себестоимость» в своем бизнесе, надеется запустить в продажу iPhone и наотрез отказывается обсуждать вопрос о продаже компании
В.Баранов

Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю. Это очень маленький телефон с очень мощной батареей.

1991

начал заниматься торговлей на рынке «Лужники», через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек

1996

работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов

1997

вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию «Евросеть»

11

миллионов сотовых телефонов продала «Евросеть» в 2007 г. в России.

Группа компаний «Евросеть»

Сеть салонов сотовой связи. Объединяет 5150 точек продаж в России и других странах СНГ. Акционеры – Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (по 50%). Оборот (2007 г.) – $5,61 млрд. Выручка в 2007 г. – $3,6 млрд.

Совладелец и председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин

В 2005 г. крупнейшие ритейлеры перестали закупать телефоны у посторонних импортеров и начали сами ввозить их в Россию, Как изменилась с тех пор ситуация на рынке?

Самая губительная ситуация – рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти какое-то перераспределение трудовых ресурсов. Потому что интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям – в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на одного сотрудника крайне низка. В итоге людей не хватает, а значит, увеличивается цена их труда. Но цена увеличивается непропорционально качеству и выработке.

Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам – даже этническим русским из прибалтийских республик – работать в рознице. Это запрещено, чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке.

Это ограничение коснулось и вас?

Ну естественно, мы же розница. Из-за этого нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумба, хотя они не бухали и хорошо работали.

Еще одна проблема – дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса – это взятки и согласования. Эти две участницы себестоимости наш сектор очень сильно давят.

Но ведь «Евросеть» почти не открывает новые салоны?

Открываем крайне избирательно. В деревнях открываемся, куда цивилизация приходит. Есть, например, дальневосточные деревни, которые полностью находятся на соцобеспечении. «Социалку» начали платить – у народа появились какие-то свободные деньги, берут телефоны в кредит. Общий уровень дохода растет, и в селе с 5000 жителей, где два года назад салон связи не окупился бы, сейчас уже могут окупиться.

Некоторые наши коллеги по рынку имеют прямой отток [количества салонов] с начала года, а у основного конкурента (у сети «Связной» - «Ведомости») ничтожное увеличение. В результате конкурентная среда становится более профессиональной, а выигрывает, конечно, потребитель. Но вот из-за чудовищной себестоимости нашей работы потребитель не выигрывает.

Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?

Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью – затратами, арендой. Эта наценка сейчас очень небольшая в связи с высокой конкуренцией. Но месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».

На сколько он увеличится? Ведь оценки серого рынка очень разные – от 3% до 30%.

Это зависит от региона. На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане 35%. В Питере тоже остается «серовоз» - трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для серовоза не будет, рынок станет легальным на процентов на 97

Как раз недавно Nokia стала сама ввозить телефоны в Россию, уплачивая пошлину, и продавать их со склада. Как же эти трубки могут быть серыми?

Можно открыть склад в России и продолжать втихаря отгружать их кому-то вне России. Мы же не можем это проконтролировать.

Раньше розничные сети намекали: серый рынок выгоден производителям. Более дешевые телефоны можно продать в большем количестве и соответственно больше заработать.

Нет, большинство производителей хотят продавать в Россию телефоны дороже. Они протекционисты, хотят всю территорию поделить и продавать дороже. Если бы у нас заявитель на сертификат [соответствия телефона требованиям] был дистрибуторской компанией, цены в России были бы на 20% ниже. Потому что можно было бы ввезти товар из Индии или ОАЭ – отовсюду, где можно найти товар дешевле, - и сертифицировать здесь. Или если бы наши госорганы признавали зарубежные сертификаты – американские, европейские, сингапурские… Но в России заявку на сертификат может подавать только производитель. Из-за того, что у нас такая система, производители нас считают дегенератами, туповатыми существами и всегда продают дороже. А при отсутствии пошлины производитель абсолютно спокойно может уплачивать НДС сам и рулить здесь дистрибуцией и наценкой сам.

У "Евросети" по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?

Нет.

То есть смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?

Изменила – теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.

Какие аргументы в пользу прямого контракта вы приводите? Ведь угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на первом месте.

В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем – по несколько десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем. (по оценке MForum Analytics, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и более 30% без его учета. — «Ведомости»)

Позиция Nokia – создать максимально привлекательный товар для покупателя, при этом наплевав на дистрибутора. Если бы мы втянулись в эту игру, то и сегодняшней маржи бы не было.

А сейчас маржа какая?

Поскольку на рынке долго шли ценовые баталии, сейчас маржа – г...но.

Единицы процентов?

Повыше, но все равно г...но.

«Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет лоббировали отмену пошлины. Почему комиссия услышала вас только сейчас?

Мы не лоббировали, а просили. Лоббизм – это такое самовыкручивание за счет государства. А мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину – и собрало в два раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.

Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При это будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию

Вы не считали, насколько?

Не считали. Но очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или в Европе для человека может быть критичной. А если разница - $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.

В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% - на Горбушке. Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный «Шанхай». Вот по нему будет удар нанесен очень сильный.

Наша выгода только в этом. Маржа не увеличится – рыночная среда отрегулирует баланс между минимальной доходностью и конкуренцией с соседом. У нас же около одного метро может быть 12 салонов связи, как в братской могиле.

В 2005 г. российский рынок оказался крупнейшим в Европе по количеству проданных телефонов. После этого многие предсказывали, что продажи пойдут на спад. Но и в 2006 г., и в 2007 г. продолжился рост. Так будет ли спад?

Три года назад вы смотрели прогнозы цен на нефть? $40-30-25 за баррель. А прогнозы [научного руководителя Государственного университета – Высшей школы экономики Евгения] Ясина трехлетней давности? Темпы роста экономики должны были снизиться от 6% к 4%. А это 8%. Результат – рост доходов населения.

В этом году, я думаю, продажи будут выше среднего уровня, а дальше включатся дополнительные факторы. Этих факторов пять. Первый – начнут продаваться коммуникаторы Blackberry, Второй – мы надеемся, начнет продаваться iPhone. Третий фактор – запуск сетей мобильных сетей третьего поколения (3G) и продажи 3G-трубок и GSM-модемов. Четвертый – запуск мобильного телевидения в формате DVBH, это тоже потребует покупки специальных смартфонов. И возможный пятый фактор – у операторов может возникнуть желание упаковать телефоны вместе с контрактами и продать их с дотацией.

То есть рынок так и останется на нынешнем уровне?

Он будет не меньше. Больше 80% покупок телефонов – это покупки на замену, а к концу года в стране будет 90 млн реальных пользователей сотовой связи. Даже если считать, что средний срок службы телефона – три года, это уже дает рынок в 30 млн трубок ежегодно.

Какая доля в этих продажах приходится на «Евросеть»?

В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.

А вчера, например, сколько телефонов продали?

35 500. По всей территории, где работаем.

Это хороший показатель?

Хороший. Спрос хороший, но не так давно – весна была чудовищная.

Почему?

Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда – потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают». Непродовольственные товары всегда идут во вторую очередь за продовольствием.

Многие покупают товары в интернете. А телефоны через интернет хорошо продаются?

Мы развиваем интернет-продажи как можем, но там будущее не такое яркое. Все-таки телефон – вещь кинестетическая, и его тяжело продавать визуальным способом. Вот книги продаются через интернет хорошо, потому что работает визуальное восприятие. А телефон – это в первую очередь кинестетическое восприятие: его надо трогать. Поэтому сверхрезультатов я не жду, мы продаем через интернет-магазины ничтожное количество телефонов, хотя занимаемся ими плотно. У нас есть несколько компаний, которые мы обслуживаем через интернет, порядка пары сотен секретарей крупных менеджеров привыкли делать заказы у нас. У наших интернет-магазинов приличный выбор – на уровне дворца связи (салон «Евросети» высшей категории, – «Ведомости»), поэтому запросы вроде «хочу этот телефон этого цвета сейчас» выполняются сейчас же. Курьеры, доставляющие такие заказы, зарабатывают на чаевых больше, чем им платит компания.

Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…

…МТС не будет нас покупать.

Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контрольный пакет «Евросети».

Я не буду это комментировать.

Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?

Еще раз – я не буду говорить о том, чего нет.

Сколько сейчас стоит «Евросеть»?

У вас есть другие темы? Давайте поговорим на них.

Если говорить не о «Евросети», а о рынке вообще – возможно ли, на ваш взгляд, появление в России продажи телефонов через операторов, как в Европе? Могут ли операторские продажи сосуществовать с независимой розницей?

Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.

Независимая розница оказалась сильнее?

Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.

А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?

Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.

В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?

В России или на Западе?

Ну, на Западе, насколько я знаю, многие воспринимают iPhone как игрушку для детей…

Там он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь – из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.

А вам лично iPhone нравится?

Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но да, это очень достойная штука, которую надо бы продавать. К сожалению, пока мы не можем это сделать по двум причинам: нет ни воли Apple [продавать этот телефон в России], ни возможности использовать европейские сертификаты, чтобы ввезти их самим, заплатить налоги и торговать. В Эмираты или в Гонконг спокойно можно ввезти свободно купленный в другой стране iPhone, заплатить местный налог с продаж и торговать. А у нас нет, потому что мы не признаем иностранные сертификаты.

А вы с Apple переговоры о партнерстве вели?

Когда у них наметится возможность зарабатывать [в России] на iTunes, нужно будет сразу идти и договариваться. А зачем сейчас? Это все равно что строить дом на Луне, хотя там нет воздуха и дышать нечем.

Что мешает Apple запустить в России iTunes?

Вы же знаете, какая у нас ситуация с авторскими правами сказочная. Все можно скачать из интернета бесплатно.

А у вас какой телефон?

Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?

«Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное – на активных, улыбающихся людях.

В таком случае, как вы определите свою роль в «Евросети»?

Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (смеется)

В последнее время вы довольно активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия 2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный видеоролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум… Зачем вам это понадобилось?

Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут – хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.

А кто приглашает?

Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.

И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?

Мыслями об элите. Или, лучше скажем, - о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.

Вы имеете в виду предпринимателей?

Не обязательно. Какая-то часть – предприниматели, какая-то ¬– творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым. Это проблемы образовательные и все прочие. Вот такие вещи обсуждаются.

Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров "Евросети" и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты. Они как-то влияют на работу компании?

Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.

В прошлом году издательский дом «Коммерсантъ» издал книгу Максима Котина «Чичваркин Е…гений: если из 100 раз тебя посылают 99…». Вы ее читали?

Читал, да.

Понравилось?

Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чукть ярче, чем она есть. Из-за этого эти телевизоры лет 10 или 15 назад завоевали просто полмира. Таковы законы маркетинга.

Вы намекаете, что и книга многое приукрашивает?

Да, многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что многое просто не соответствует действительности. Интересно, сколько они их продали?..

Кстати, в магазинах уже лежит и аудиоиздание.

Аудио? То есть там кто-то меня озвучивает? (смеется)

Вы ведь тоже любите писать. То рассылаете красочные письма сотрудникам «Евросети», то блог завели. Правда, записи в вашем блоге давно не обновлялись – почему, кстати?

Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Я думал, что блог соберет более интеллектуальных и масштабно мыслящих людей. На всякую х…ню реакция была бурной, на более серьезные темы реакции не было. Я лучше на недоразвитые вопросы своим сотрудникам буду отвечать, все-таки они сотрудники компании. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. Если у меня будет блог, значит, я пошел на пенсию (улыбается).

А компьютером вы по-прежнему не пользуетесь?

Смотрю ответы на вопросы сотрудников – и все. Пользуюсь как газетой. Удобных компьютеров еще до сих пор не изобрели. Мне подарили MacBook Air: один раз выключаешь – он запрашивает код, другой раз включаешь – не запрашивает. Это разве нормально, если при одной и той же операции он выдает разный результат?

Исследование TNS Gallup, заказанное «Евросетью», показало, что основная аудитория ваших магазинов, совершающая покупки, – люди от 35 лет. При этом полухулиганский имидж компании всегда казался рассчитанным на более молодую аудиторию. Не думаете внести в этот имидж коррективы?

Мы избрали для себя сервисную стратегию, и если в нее что-то нужно добавить, то сервиса и услужливости, такого проникновенного угадывания потребительских чаяний. Других изменений не будет.

Большинство торговых точек «Евросети» находятся в аренде, а не в собственности, при этом у компании большой долг. Это серьезные проблемы?

Да, безусловно, это проблемы. У нас достаточно финансово емкая деятельность, к сожалению.

Каков сейчас размер долга и его структура?

Не хочу об этом говорить.

А что скажете о рентабельности? Сейчас рентабельность «Евросети» по чистой прибыли – единицы процентов. Ее можно повысить?

Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста безусловно есть.

Три года назад вы говорили, что вся чистая прибыль идет на открытие новых салонов. А сейчас, когда салонов открывается все меньше, - на что?

Туда же, в развитие.

«Евросеть» пыталась торговать разными товарами, помимо цифровой техники, и не все опыты были удачными. Что, кроме телефонов, продается по-настоящему хорошо и приносит прибыль?

Из последнего – DVD-диски. Это предложение Тимура Артемьева, я относился [к этой идее] сначала скептически, а сейчас во всех филиалах DVD приносят немножко прибыли. Уже и Dixis, и «Эльдорадо мобайл», и «Связной» - все абсолютно после нас взялись продавать DVD. Очень приятный бизнес.

Недавно «Связной» запустил совместный с банком «КИТ Финанс» проект потребительского кредитования, в том числе на базе салонов связи. Вам не интересно сделать что-то похожее?

Самим – нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.

В конце мая у «Евросети» был совместный проект в сфере потребительского кредитования с «Ренессанс кредитом». Из него может вырасти что-то более масштабное?

У них агрессивные планы по развитию потребительского кредитования и вообще по розничной работе. Наверное, какие-то точки соприкосновения мы найдем. Но мы привыкли работать так: отработал – получил комиссию.

Что еще вам интересно в бизнесе, помимо продажи цифровой техники?

Я мечтаю вовлечь – не заставить, а вовлечь одних россиян с искренней и честной улыбкой обслуживать других россиян. Когда у меня это получится – в этот момент наступит всеобщее счастье.

То есть нельзя исключать, что вы можете когда-нибудь заняться каким-то новым проектом?

Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть».

Штрихи к портрету

«Для тех, кому не стыдно обслуживать: Когда к вам приходят гости, вам же не стыдно сбегать на кухню и нарезать колбасу? Или шампанское налить? Вам за счастье обслужить покупателя – он дарит вам улыбку и з/п. Для тех, кому стыдно обслуживать: Так как Советскому Союзу давно п...ц, поезжайте в Мьянму или Северную Корею. Всем гордым и независимым м...кам место в джунглях, пока желудок не прилипнет к позвоночнику». «Слухи – инструмент естественного отбора. Если кто-то покидает компанию из-за веры в слухи, не удерживайте, может, там им будет хорошо. Верьте в реально существующие события, свидетелем которых вы лично являлись, информационным письмам компании и судите о людях по делам их – и будет вам счастье. Бонус-трек для любителей сказок: кризис на рынке сотовой связи – хитрый многоплановый ход «Евросети»; з/п будет все меньше и меньше, а скоро вообще не будет; мы объединяемся со «Связным» <...>, а сами продаемся <...> «Водафону», МТС, «Билайну». (Из писем Чичваркина сотрудникам «Евросети»)

Сокращенная версия интервью

C 1997 г., когда появилась «Евросеть», рынок изменился. Siemens, бывший лидер по продажам телефонов в России, свернул их выпуск, отказывается от трубок и Motorola. Но Чичваркин, владелец одной из крупнейших розничных сетей России, по-прежнему ходит по офису в красной майке и красных тренировочных штанах, пользуется сравнительно скромным Sony Ericsson w 810i (в «Евросети» стоит 8000 руб.) и уже почти три года не продает телефоны лидера рынка – финской Nokia, которая не принимает его условия партнерства. Чичваркин утверждает: его функция в компании – «вдохновлять» сотрудников. Впрочем, за полтора часа беседы с «Ведомостями» он дважды отлучался – «решать насущные вопросы». – В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке? – Самое губительное – рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям – в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка. Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, – чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали. Еще одна проблема – дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса – взятки и согласования. – Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь? – Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью – затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников». – Насколько? Ведь оценки серого рынка очень разные. – На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане – 35%. В Питере тоже остается «серовоз» – трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для «серовоза» не будет, рынок станет легальным процентов на 97. – У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia? – Нет. – Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила? – Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя. – Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте. – В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем – по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. – 28%, а на рынках стран СНГ – 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета. – «Ведомости»). – «Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет просили отменить пошлину. Почему комиссия услышала вас только сейчас? – Мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину – и собрало в 2 раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться. Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При этом будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию. – Насколько могут увеличиться сборы? – Очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или Европе для человека может быть критичной. А если разница – $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии. В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% – на «Горбушке». Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный шанхай. – Какая доля в продажах трубок приходится на «Евросеть»? – В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%. – А вчера, например, сколько телефонов продали? – 35 500. Спрос хороший, но не так давно – весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда – потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают». – Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС... – МТС не будет нас покупать. – Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в «Евросети». – Я не буду это комментировать. – Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера? – Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет. – Сколько сейчас стоит «Евросеть»? – У вас есть другие темы? – Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе? – Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило. – Независимая розница оказалась сильнее? – Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов. – А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж? – Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная. – В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone? – На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь – из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг. – Вам лично iPhone нравится? – Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать. – А у вас какой телефон? – Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю. – Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина? – «Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное – на активных, улыбающихся людях. – В таком случае как вы определите свою роль в «Евросети»? – Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (Смеется.) – В последнее время вы активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия-2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный ролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум... Зачем? – Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут – хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться. – А кто приглашает? – Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду. – И какими мыслями вы делитесь с этими активистами? – Мыслями об элите. Или, лучше скажем, о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя. – Вы имеете в виду предпринимателей? – Какая-то часть – предприниматели, какая-то – творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым. – Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты... – Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий. – В прошлом году ИД «Коммерсантъ» издал вашу биографию. Вы ее читали? – Читал, да. – Понравилось? – Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чуть ярче, чем она есть. [В книге] многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что они просто не соответствуют действительности. – Вы тоже любите писать. Рассылаете письма сотрудникам «Евросети», блог завели. Правда, давно его не обновляли – почему? – Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. (Улыбается.) – Каков сейчас размер долга и его структура? – Не хочу об этом говорить. – Рентабельность «Евросети» по чистой прибыли – единицы процентов. Ее можно повысить? – Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста, безусловно, есть. – «Связной» запустил совместный с банком «КИТ финанс» проект потребительского кредитования. Вам не интересно сделать что-то похожее? – Самим – нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски. – Может ли быть, что вы когда-нибудь займетесь каким-то новым проектом? – Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть».