10 100 000 миллионеров

Жители США перестали быть главными в мире покупателями реактивных самолетов, яхт и спортивных машин. А продавцы антиквариата говорят, что смотрят теперь, где нефть
Д. Гришкин

Совместное ежегодное исследование консалтинговой компании Capgemini и инвестиционного банка Merrill Lynch, 12-е по счету, обнаружило в мире 10,1 млн богачей. За отчетный год их стало на 6% больше, все вместе они обладают состоянием в $40,7 трлн (+9,4% к 2006 г.), а средний размер состояния – $4 млн.

Развивающиеся страны, в первую очередь Бразилия, Россия, Индия и Китай, дали наибольший прирост богачей. В 2007 г., по данным исследователей, в России миллионеров стало 136 000 – на 14,4% больше, чем год назад. «Несмотря на серьезные проблемы страны, такие как ощутимая нехватка современной инфраструктуры, ухудшающаяся экологическая обстановка и сокращающееся население, у России есть хорошие шансы улучшить фундаментальные показатели, – говорится в докладе. – Москва развивается как глобальный финансовый центр, в 2007 г. там состоялись два крупнейших в мире размещения акций [Сбербанка и ВТБ]. Особенно важно, что Россия – крупнейший в мире экспортер газа и второй по объемам экспортер нефти, а цены на энергоносители резко выросли в последнее время».

По данным исследования, за прошедший год миллионеры стали осторожнее: 44% финансовых активов они держат на депозитах и в инструментах с фиксированной доходностью (в 2006 г. – 35%). Инвестиции в акции чуть снизились – 33% против 31% в 2006 г., а вот в недвижимость вложения миллионеров существенно сократились: с 24% до 14%.

Примерно 12% богачей и 14% сверхбогачей (такими в исследовании считаются люди с состоянием, превышающим $30 млн) часть денег вкладывают в экологию – например, в производство счетчиков, которые непрерывно следят за потреблением воды и электричества в жилых домах, навигаторов для автомобилей, помогающих выбрать оптимальный маршрут и таким образом сэкономить топливо, панели для солнечных батарей. Зеленые инвестиции особенно популярны среди миллионеров, живущих в Европе и на Ближнем Востоке.

В расходах на увлечения богачей, сообщают исследователи, как и в 2006 г., лидируют коллекционные предметы – 16,2% и предметы искусства – 15,9%, следом идут ювелирные украшения – 13,8% и туристические услуги – 13,5%. Число покупателей товаров премиум-класса и клиентов аукционных домов растет в основном за счет Китая, Индии, России и Ближнего Востока, обнаружили исследователи. «Раньше мы искали новых клиентов среди хедж-фондов, – говорит Дэвид Норман из Sotheby’s, – а теперь смотрим, где нефть».

В 2007 г., по данным General Dynamics, впервые за всю историю жители США приобрели меньше реактивных самолетов, чем зарубежные покупатели. Схожая картина – с яхтами; а Ferrari, например, в Тихоокеанском регионе продано на 47,2% больше, чем в 2006 г., на Ближнем Востоке – на 32,3%.

За последние три года продажи автомобилей Porsche в России выросли в несколько раз, говорит директор по маркетингу и связям с общественностью «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк. Если в 2004–2005 гг. в России было продано 386 Porsche, то в 2006–2007 гг. – 1900. Примерно 20% заказов на яхты длиной более 200 футов поступает из России. Eclipse – самая большая в мире яхта, принадлежащая частному лицу, – считается собственностью российского нефтяного магната, говорится в докладе.

В предметы искусства больше всего инвестировали европейцы (22%) и латиноамериканцы (21%). В России продажи Christie’s и Sotheby’s в 2007 г. выросли на 45% – до $324,9 млн. До конца года Christie’s планирует открыть в Москве собственную галерею.

Процент русских среди клиентов Sotheby’s также постоянно растет, утверждает глава российского представительства Sotheby’s Михаил Каменский: «Русские стали покупать все более качественные и дорогие лоты на аукционах, расширив свои интересы от старого русского искусства до самых дорогих секторов рынка – современного искусства, модернизма и импрессионистов».

У инвесторов с Ближнего Востока и из Азии большим спросом пользовались ювелирные украшения, драгоценные камни и часы. В октябре 2007 г. на аукционе Sotheby’s был продан голубой бриллиант весом 6,04 карата из расчета $1,32 млн за карат. «Если лет 10 назад женские часы дороже $20 000 продать было практически невозможно, то сейчас такие цены в порядке вещей. Средняя стоимость покупки растет, и компания вынуждена вводить в ассортимент новые, более дорогие бренды», – удивляется вице-президент сети магазинов швейцарских часов и ювелирных украшений «Консул» Людмила Малофеева и добавляет, что объем продаж дорогих ювелирных изделий и часов растет примерно на 22% в год. Одна из самых дорогих покупок, сделанная в магазине «Консул» в 2007 г., – часы limited edition марки Maurice Lacroix стоимостью $100 000.

Маршруты путешествий богачей определялись тем, чтобы было «о чем друзьям рассказать», обратили внимание в DreamMaker International: это могла быть Италия с гонками на Ferrari, Lamborghini и Porsche из Флоренции в Портофино, африканская саванна или перуанские горы.

Совладелец «Альфа-групп» Петр Авен признавался, что путешествия – одно из его главных увлечений наряду с коллекционированием предметов искусства: «Мы проехали всю Японию, 10 дней ходили в кимоно и останавливались в традиционных гостиницах – рюоканах, спали на полу, оставляли тапочки, входя в гостиницу, на улице, пытаясь абсолютно погрузиться в среду».

Среди миллионеров популярны и путешествия с целью благотворительности – посещение школ, больниц и поселений бедноты.

В 2012 г. состояние богачей увеличится до $59,1 трлн, ожидают исследователи.