Менеджер без компромиссов

Срок смены руководства Vodafone подошел раньше, чем многие ожидали, но в качестве основной кандидатуры на пост генерального директора отраслевые специалисты и инвесторы давно уже называют 46-летнего Витторио Колао, возглавляющего европейский бизнес корпорации

Vodafone Group

Оператор мобильной связи. Работает в 25 странах мира pобщее число абонентов – более 260,5 млн. Выручка – $70,8 млрд (за 2008 финансовый год, закончившийся 31 марта). Чистая прибыль – $13,5 млрд. Капитализация на LSE – $151,6 млрд. Крупнейшие акционеры – AXA S.A. (5,81%), Legal & General Group Plc (4,53%).

Колао был назначен на должность заместителя генерального директора и руководителя европейского подразделения в сентябре 2006 г., вскоре после скандального результата голосования на ежегодном собрании акционеров: голосовавшие выразили недовольство генеральным директором Аруном Сарином, который уже готовился к уходу с этого поста. Некоторые наблюдатели полагали, что инициатором выдвижения Колао был председатель совета директоров Vodafone Джон Бонд. Однако в самой корпорации заявляли, что выбор в пользу Колао сделал сам Сарин. Эти два руководителя хорошо знали друг друга более 10 лет.

В 2004 г. Колао, который к тому времени уже четыре года был топ-менеджером Vodafone, покинул корпорацию и получил должность генерального директора RCS MediaGroup, итальянской издательской компании, владеющей газетой Corriere della Sera. Колао удалось повысить прибыльность RCS, но у него возникли трения с рядом институциональных акционеров, в числе которых были крупнейшие итальянские компании. «Если он принял решение, он ни с кем больше не желает говорить», – жаловался один из его оппонентов. В июле 2006 г. Колао согласился уйти с поста гендиректора медиагруппы. Пребывание в RCS считается чуть ли не единственным периодом в его карьере, когда он не добился 100%-ного успеха.

Колао родился в 1961 г. в североитальянском городе Брешия в семье карабинера. В 1980-х он изучал бизнес в миланском Университете Боккони, после чего устроился на работу сначала в лондонское подразделение инвестиционного банка Morgan Stanley, а потом в миланский офис консалтинговой фирмы McKinsey. Затем Колао продолжил образование в Гарварде, а в 1991 г. вернулся в McKinsey. Вскоре работа с одним из клиентов – компанией Omnitel (второй по величине телефонный оператор в Италии) стала причиной для новой смены места работы. Колао помог компании разработать бизнес-план, а в 1996 г. перешел в Omnitel, заняв пост директора по операционной деятельности. Спустя еще три года он стал генеральным директором Omnitel. А в 2000 г. Vodafone приобрела Omnitel в рамках сделки поглощения немецкой телекоммуникационной корпорации Mannesmann. Колао был назначен главой подразделения Vodafone в странах Южной Европы.

Работая в Vodafone, Колао много сделал, чтобы убедить клиентов в привлекательности сотового телефона как средства для работы с данными, в частности для навигации в сети. Теперь ему придется решать еще одну трудную задачу – обеспечить Vodafone лидирующую позицию на рынке мобильных интернет-услуг. Кроме того, серьезной проблемой остается судьба принадлежащего британской корпорации миноритарного пакета в Verizon Wireless, втором по величине операторе сотовой связи в США. Многие инвесторы считают необходимым продать этот пакет, но Арун Сарин отказывался сделать этот шаг.