Расходы будут больше

По итогам бюджетной комиссии Минфину, возможно, придется повысить расходы бюджета на 2009–2011 гг. У отраслевых ведомств есть месяц на споры с Минфином

Вчера бюджетная комиссия правительства под руководством премьера Владимира Путина рассмотрела трехлетний бюджет на 2009–2011 гг. (проект есть у «Ведомостей»). Премьер напомнил, что в 2008 г. определены бюджетные приоритеты – образование, здравоохранение, инфраструктура, оборона страны и ее инновационное обновление, повышение зарплат бюджетникам. Однако не все приоритеты отражены в бюджете.

Большинство расходов (см. график) уже распределены по принятым ранее обязательствам, новые расходы на трехлетку – 3,9 трлн руб., в том числе 1 трлн руб. – в 2009 г. Почти половина новых расходов направлена на инфраструктуру. Так, с 2010 г. принимается новая федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию транспортной системы с объемом расходов 1,2 трлн руб. в 2010–2011 гг. В целом расходы на ФЦП и госинвестпрограммы увеличиваются с 2,4% ВВП в 2008 г. до 2,6% ВВП в 2011 г. Расходы на образование, наоборот, к 2011 г. снижаются, на здравоохранение – остаются неизменными.

Есть конфликт между стратегическими целями и сиюминутной политикой, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch: отдача от расходов на здравоохранение и образование не быстрая, тогда как каждый рубль инвестиций в инфраструктуру дает рост ВВП на 1 руб. в тот же год.

Структура расходов бюджета и их объем не удовлетворяют потребностям экономики, говорит чиновник Минэкономразвития. Расходы на образование должны быть увеличены, это приоритет, который подтвердил президент в своем бюджетном послании, соглашается министр образования и науки Андрей Фурсенко: «На бюджетной комиссии мы с [министром экономразвития] Эльвирой Сахипзадовной [Набиуллиной] поднимали этот вопрос, премьер-министр нас услышал».

У Минобрнауки есть предложения по развитию программы федеральных университетов, профобразования, перечисляет Фурсенко: «Будем спорить с Минфином». До конца июля еще есть время доказать обоснованность расходов, надеется Фурсенко, хотя оговаривает, что выйти на желаемый уровень финансирования в 5% ВВП за трехлетку не удастся. Появились срочные приоритеты – Олимпиада, АТЭС, отмечает он. «Олимпстрой» – единственная госкорпорация, получающая в 2009–2011 гг. дополнительные субсидии из бюджета (85 млрд руб.).

У Минфина есть возможность увеличить расходы в 2009–2010 гг. за счет роста госдолга, считает чиновник Минэкономразвития, в 2011 г. этого сделать уже нельзя: объем чистого долга составит 1% ВВП – максимально возможную величину, определенную Бюджетным кодексом. Минфин оставляет свободу маневра, перенося расходы на 2009 г.: так, инвестфонд в 2009 г. получит 200 млрд руб., которые должны были быть распределены на три года. По итогам вчерашней комиссии в бюджете пока ничего не изменилось, сказал чиновник Минфина.

Ожидаемое снижение НДС в трехлетнем бюджете пока не отражено. В первоначальном тексте бюджетного послания, направленном накануне президентом Дмитрием Медведевым правительству, говорилось о снижении НДС с 2010 г., уверяет источник в одном из предпринимательских союзов. В финальной версии говорится лишь о необходимости «окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования НДС». Из-за снижения НДС бюджет теряет до 2% ВВП доходов, подсчитала Александра Суслина из Экономической экспертной группы.