Воздушный бой за Москву

ФАС возбудила дело в отношении «Саратовских авиалиний», подозревая компанию в нарушении закона о конкуренции. Принадлежащий ей аэропорт два года отказывается выдавать слоты на маршрут Саратов – Москва авиакомпании «Центр-авиа»
С.Портер

«Саравиа» – единственный перевозчик на маршруте Саратов – Москва. Компания выполняет по четыре рейса в Москву в день по средам, четвергам и пятницам и три рейса в день в понедельник, субботу и воскресенье на самолетах Як-42 (120 мест) и Як-40 (36 мест). Цена билета – от 5700 до 11 500 руб. (в один конец). Для сравнения: «Ютэйр» предлагает рейсы из Самары и Казани в Москву от 3200 руб., из Волгограда – от 2610 руб. По подсчетам руководителя аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгения Шаго, средний доход от одного рейса из Саратова в Москву у «Саравиа» составляет от $1000 до $4000 в зависимости от наполняемости. По словам Бокова, загрузка московского рейса «Саравиа» – 50–80%.

ОАО «Саратовские авиалинии»

авиакомпания. Объединяет аэропорт и авиакомпанию (в парке 10 самолетов Як-40, Як-42, Ан-24). Осуществляет регулярные перевозки в Санкт-Петербург, Сочи, Сургут, Франкфурт, Ганновер и Ереван, чартерные рейсы. ПЕРЕВЕЗЛА в 2007 г. около 200 000 пассажиров. Выручка за 2007 г. – 994 млн руб. чистая прибыль – 16,9 млн руб. (данные компании). Акционеры: Минимущество РФ – 50,99%, ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз» – 25%, Любовь Белоусова – 12,5%.

ОАО «Центр-авиа»

Авиакомпания (г. Москва). Парк самолетов – 4 Як-42 Выполняет регулярные рейсы из Москвы в Нижний Новгород, чартеры. В 2007 г. перевезла около 90 000 пассажиров. Выручка – 302 млн руб., чистый убыток – 31,8 млн руб. Акционеры: ОАО «Быковский авиаремонтный завод» – 29,4%, ОАО «Аэропорт «Быково» – 19,95%, ОАО «Московская региональная инвестиционная компания» – 19,95%, НП «АТ-альянс» – 10,7% (данные «СПАРК-Интерфакс»).

ФАС России возбудила дело в отношении компании «Саратовские авиалинии» («Саравиа») по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», рассказал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Дело возбуждено по заявлению авиакомпании «Центр-авиа», которой саратовский аэропорт, принадлежащий «Саравиа», отказался предоставить слоты на маршрут Саратов – Москва – Саратов, рассказал Голомолзин. Рассмотрение дела назначено на 7 августа. В случае если нарушения подтвердятся, «Саравиа» грозит штраф в размере 2% от годовой выручки и принудительное заключение договора с истцом, добавил Голомолзин.

Гендиректор «Саравиа» Александр Боков отказался от комментариев. По словам гендиректора «Центр-авиа» Владимира Панкратова, с осени 2006 г. его компания просила «Саравиа» предоставить слоты на полеты из Москвы в Саратов и обратно два раза в неделю. «Нам отказали, мотивируя загруженностью аэропорта и плохим состоянием взлетно-посадочной полосы», – рассказал Панкратов.

«Ютэйр» рассматривала возможность полетов Саратов – Москва, но, узнав, что аэропорт принадлежит «Саравиа», не стала даже пытаться получить слоты», – рассказал гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Перелеты из регионов в Москву зачастую единственный источник прибыли для региональных авиакомпаний, поэтому за них всегда бьются до последнего», – говорит Мартиросов. Появление конкурента автоматически повлекло бы снижение цен на билеты «Саравиа», считает он. В 2007 г. авиакомпании S7 только после обращения в ФАС удалось получить разрешение от аэропорта Волгограда на полеты в Москву, куда также летает волгоградская компания «Волга-авиаэкспресс».