Деньги Москве

На развитие Московского транспортного узла в 2010–2015 гг. нужно 4,9 трлн руб. Где взять почти 30% из этой суммы, пока неясно
А. Астахова

Программу разработали Минтранс, правительства Москвы и Московской области, она стоит 4,9 трлн руб. Бюджет Москвы должен дать 1 трлн руб., областной – 141,5 млрд руб. Внебюджетные инвестиции должны составить 1,4 трлн руб., из федерального бюджета разработчики хотят получить 2,3 трлн руб.

Но проект федеральной целевой программы развития транспорта на те же годы отводит Московскому транспортному узлу лишь 979 млрд руб. федеральных денег, признал вчера министр транспорта Игорь Левитин после заседания комиссии по безопасности транспортного движения. Не хватает 1,4 трлн руб.

Комиссия приняла программу к сведению, сказал Левитин. Где найти недостающие средства, чиновники не решили.

«Сегодня были обращения к федеральному центру финансировать этот недостаток за счет средств федерального бюджета, мы в настоящий момент с таким подходом согласиться не можем», – отрезал участвовавший в заседании первый вице-премьер Игорь Шувалов (цитата по «Интерфаксу»). Сколько денег записано в программе, столько и будет выделено, говорит чиновник Минфина.

Город и область программу согласовали, но денег не хватает, нужна помощь, заявил мэр Москвы Юрий Лужков. Развитие транспорта в Московском регионе имеет федеральное значение и логично, если деньги выделит Федерация, говорит пресс-секретарь областного минтранса Илья Гращенков.

Один из основных объектов программы – строительство Центральной кольцевой автодороги. На днях премьер Владимир Путин распорядился профинансировать подготовку ее проектно-сметной документации из инвестфонда (8,9 млрд руб.). Само строительство (522 км, 31 развязка) будет стоить порядка 520 млрд руб. (т. е. 1 км – 1 млрд руб). Область даст 55–60 млрд руб., отмечает Гращенков. Примерно вдвое больше (130 млрд руб.) вложат инвесторы, остальное (340 млрд руб.), как предполагается, даст федеральный бюджет.

Строительство 1 км дороги в Москве стоит сейчас $100–300 млн, говорит главный инженер генплана правительства Москвы Юрий Коротков. Подавляющая часть расходов – траты на выкуп, получение, «очистку» участка, 1 км однополосной дороги стоит в Московской области до $1 млн, говорит Анна Осетрова из консалтинговой компании ФОК. В Волгоградской области строительство 1 км шестиполосной дороги высшего класса в ценах 2007 г. составило около 400 млн руб., знает она.

Потенциальных инвесторов большие затраты не пугают. Например, УК «Лидер» интересует строительство автодорог, говорит директор по инвестициям Сергей Кербер. Чтобы привлечь инвесторов, правительство области рассчитало, сколько авто должно проезжать по дороге, чтобы она приносила прибыль, и если машин будет меньше, то бюджет компенсирует инвесторам разницу, говорит Гращенков.

На заседании правительственной комиссии чиновники решили вернуться к рассмотрению программы в сентябре. Как и пообещал Лужкову Путин, развитие московского транспорта будет рассмотрено отдельно от федеральной программы. Представитель Минтранса говорит, что это произойдет осенью.