Выгодные абоненты

МТС раскрыла схему, которую используют сейчас сотовые операторы для расчета с дилерскими сетями за подключение абонентов
Д. Гришкин

В течение полугода с момента подключения абонента (если тот все шесть месяцев остается с оператором) дилер получает либо половину суммы, выговоренной этим абонентом за полгода, либо комиссию от оператора – в зависимости от того, что меньше, говорится в информационном меморандуме, подготовленном МТС для инвесторов.

В прошлом году, по данным этого оператора, средний месячный счет (ARPU) каждого из его новых абонентов составлял от $6–7 (если прежде тот не пользовался сотовой связью вовсе) до $10–11 (если абонент перешел к МТС из другой сети). То есть за полгода такой абонент приносил МТС в среднем $36–66, из которых дилеру причиталось $18–33.

Ранее МТС раскрывала также цифры, из которых следовало: в III квартале 2007 г. каждый новый абонент приносил ей в среднем $9,7 в месяц, а в IV квартале – $9. То есть за полгода с июля по декабрь новые абоненты заплатили МТС в среднем по $56,1, из которых дилеры могли получить по $28,05 с каждого проданного контракта.

Размер дилерской комиссии МТС в Москве составлял во второй половине 2007 г. $20–120 за каждого подключенного абонента, а в регионах – $4–53. Размер комиссии варьируется в зависимости от выбранного абонентом тарифного плана: чем более массовый тариф – тем меньше вознаграждение, объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая; также ставки корректируются «в зависимости от рыночной ситуации». Другие детали она не раскрывает.

До 2006 г. МТС платила дилерам за каждого подключенного клиента всю сумму вознаграждения авансом, а затем, если абонент переставал пользоваться услугами, требовала часть денег обратно. В начале 2006 г. МТС перешла на выплату комиссии частями, привязав ее размер к размеру дохода, полученного от абонента. «Эта схема нацелена на привлечение качественных абонентов», – напоминает Осадчая.

«Вымпелком», также два года назад отказавшийся от авансовой схемы, ставку дилерской комиссии не раскрывает. Его пресс-секретарь Екатерина Осадчая лишь замечает, что при выплате всего вознаграждения сразу оператор вынужден больше контролировать взаиморасчеты с партнерами. Не раскрывает размер дилерского вознаграждения и «Мегафон», но руководитель департамента продаж и обслуживания этой компании Игорь Майстренко заверяет: все операторы применяют сопоставимые ставки, иначе «отклонение в ту или иную сторону резко сказывалось бы на подключениях». При этом «Мегафон» не отказался от авансовой схемы. За последние три года доля доходов от новых подключений в общей выручке дилеров уменьшилась в 2–2,5 раза до 10–15%, поэтому они нуждаются в живых деньгах, объясняет Майстренко. Сохранение авансовой схемы позволило «Мегафону» стать лидером по подключениям в 2007 г., утверждает он. По данным AC&M-Consulting, в 2007 г. «Мегафон» увеличил долю рынка по числу абонентов в России на 1 п. п. до 20,5%, а МТС и «Вымпелком» снизили доли на 0,5 п. п. (до 33,2%) и 1,8 п. п. (29,9%) соответственно.

Дилерам выгоднее получать вознаграждение сразу, признают представители «Телефон.ру» Людмила Игнатьева и «Цифрограда» Татьяна Москалева. Помимо комиссии дилерам также могут полагаться бонусы, добавляет пресс-секретарь Dixis Надежда Захарова: это могут быть дополнительные выплаты за продажу конкретных контрактов, выполнение плана, установленного оператором, и т. п.