Алмазный пузырь


В июне «Алроса» повысила цены на алмазы на 15–25%, говорится в заявлении Ассоциации российских производителей бриллиантов (АРПБ). В первом полугодии цены выросли на 6%, а за весь 2007 г. – на 9%. Бриллианты дорожают в два раза медленнее, говорится в документе. Рынок бриллиантов конкурентный в отличие от алмазного и огранщики не смогут продать свою продукцию, если резко поднимут на нее цены, поясняет представитель ассоциации.

Представитель «Алросы» подтвердил факт повышения цен. Но он указывает, что проблем с продажей алмазов нет. Задача же «Алросы» – зарабатывать прибыль, которую она направляет в том числе на модернизацию, пояснил представитель компании. Спрос на алмазы опережает предложение, подтверждает гендиректор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич.

По мнению участников АРПБ, спрос на алмазы растет потому, что Банк Индии выдает кредиты лишь под контракт на покупку камней. Но они не гранятся сразу, а кредитные деньги уходят в более доходные виды деятельности. Это напоминает финансовую пирамиду, и кризис, который может разразиться, когда сырье будет выброшено на рынок, негативно скажется на всех его участниках. Своими действиями по повышению цен «Алроса» поддержала спекулятивный рынок алмазов, говорится в заявлении АРПБ. «Алроса» также сократила предложение на внутреннем рынке, отмечается в заявлении. Но представитель «Алросы» утверждает, что компания по-прежнему продает в России 50% сырья.

Несмотря на недовольство, производители продолжают покупать камни «Алросы», хотя и увеличивают импорт сырья. Так делает смоленский «Кристалл», говорит его представитель, не уточняя насколько. Гендиректор «Руиз даймондс» Валерий Морозов не намерен сокращать закупки сырья у «Алросы».

Отечественные предприятия гранят крупные алмазы, на столь дорогую продукцию в России нет спроса, говорит Радашевич. А по мнению источника, близкого к «Алросе», сейчас российские огранщики неконкурентоспособны и на международном рынке из-за дешевой рабочей силы в таких странах, как Индия и Китай.