Не было у художников никакой перестройки

Выставка «Гласность/Перестройка» в галерее Diehl + Gallery One показывает, что художники в политику только играют

По нескольку десятков работ конца 80-х – начала 90-х гг. не сложить представления о времени судьбоносных горбачевских перемен, но выставка в галерее берлинского арт-дилера Фолькера Диля заявила о таком намерении.

Ее куратор Мария Попова собрала произведения художников, чьи имена за 20 лет с арт-сцены не сошли, но одни оказались главными, другие поблекли. Продавать, однако, надо всех, а под крышей двух известных миру слов можно малохудожественное представить политическим.

Непарадный портрет Брежнева на выставке «Гласность/Перестройка» по праву висит в красном углу, хотя кажется, что Дмитрий Врубель написал его недавно. Несколько фотографий Бориса Смирнова памятны как знаки времени. Большинство же вещей отношения к теме выставки не то что не имеют, но дата их написания несущественна.

Слова «гласность» и «перестройка» в политическом времени имеют смысл, а в художественном – не очень.

Написанные Игорем Макаревичем серп и молот в землисто-зеленом цвете, словно это не госсимволы, а сорняк родной земли, могли появиться раньше и позже времени перемен. Как и кумачовые знамена с инопланетянами Сергея Бугаева-Африки. Десакрализация государственной символики – излюбленный прием советского андеграунда – и по сей день остается очень хлебной темой.

В общем, выставка про время не сложилась, получилась выставка работ художников разных дарований, написанных в одно время. Не сильных, честно сказать, работ.