Придется подождать

Пока акционером «Газпром нефти» остается итальянская Eni, «Газпром» не станет передавать ей свои нефтяные лицензии

«Газпром нефть»

пятая по добыче нефтяная компания в России. Добыча в 2007 г. – 43,2 млн т (с учетом «Славнефти»), план по росту к 2020 г. – 100 млн т (с учетом лицензий «Газпрома»). Капитализация – $37,9 млрд. Выручка – $21,1 млрд (US GAAP, 2007 г.). Чистая прибыль – $4,1 млрд. Основные акционеры – «Газпром» (75,7%), Eni (20%).

В пятницу предправления «Газпрома» Алексей Миллер впервые объяснил, от чего зависит передача нефтяных лицензий концерна «Газпром нефти»: «Первым и обязательным условием является реализация опциона с итальянской Eni». Почему это так принципиально, он не уточнил (как и представители «Газпрома»). У «Газпрома» и сейчас квалифицированное большинство голосов в «Газпром нефти». А цена выкупа 20% ее акций у Eni зафиксирована еще в 2007 г. ($3,7 млрд плюс проценты) и не зависит от роста стоимости нефтяной «дочки». Это просто перестраховка, объясняют два менеджера «Газпрома».

Нефтяные запасы «Газпрома» и его газовых «дочек» – это примерно треть сегодняшних запасов «Газпром нефти»: 553,8 млн т по российской классификации (ABC1) против 1,4 млрд т у «Газпром нефти» с учетом 50%-ных долей в «Славнефти» и «Томскнефти». Добавив к собственным запасам лицензии «Газпрома», компания может подорожать примерно на $10 млрд c нынешних $37,93 млрд, прогнозирует аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. А сам «Газпром» не потеряет в стоимости, считает Борисов: рынок должен оценить рост эффективности нефтяного бизнеса монополии, когда он полностью консолидирует его в «Газпром нефти».

Eni купила 20% «Газпром нефти» прошлой весной на распродаже активов ЮКОСа, предоставив «Газпрому» опцион на выкуп бумаг до апреля 2009 г. Он будет реализован в срок, сказал Миллер. Он пообещал, что даже после сделки «Газпром нефть» останется публичной. Президент «Газпром нефти» Александр Дюков на днях говорил, что рассчитывает получить лицензии «Газпрома» до конца года. Есть три варианта передачи: через внесение в уставный капитал (за счет оплаты лицензиями допэмиссии), продажа за деньги или прямая передача, объяснял он. Миллер говорит, что вариант будет выбран только после сделки с Eni.