Летом скидок не будет

В мае темпы роста цен на московском первичном рынке снизились почти в два раза по сравнению с I кварталом. Но цены продолжают ползти вверх. По разным оценкам, стоимость 1 кв. м новостроек достигла в мае $5000–6000

По оценке «МИАН – агентство недвижимости», по итогам мая 2008 г. цена предложения на первичном рынке составила $4862, или 115 333 руб., увеличившись по сравнению с апрелем на 1,9% и 3,4% соответственно. По информации «Инком-недвижимость», средняя цена 1 кв. м в мае составила $5786, что на 3,6% выше усредненного стоимостного показателя апреля. Больше всего подорожали квартиры в ЦАО (+8,4% с апреля), минимальный рост (1,4%) был отмечен в Восточном округе.

Не дождутся

С традиционным летним затишьем продавцы новостроек обычно борются при помощи дисконтных и других стимулирующих продажи программ. Этим летом скидок не будет, обещают застройщики. Андрей Титюник, зампредседателя правления корпорации Mirax Group, говорит, что сейчас никто «не увлекается стимулированием продаж». Mirax Group, уверяет он, не планирует никаких дисконтных программ на лето. Напротив, в их жилом комплексе «Кутузовская миля» за первое полугодие квартиры подорожали до 40%, и это не предел. «Динамика продаж позволяет не применять стимулирующие инструменты», – подтверждает Александр Козлов, начальник отдела маркетинга «Пересвет-девелопмент». По его мнению, «качественное предложение, которого на рынке Москвы не так много, всегда найдет своего покупателя». На такой же позиции стоит и Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group. В многофункциональном комплексе «Авеню 77», который Capital Group строит в Северном Чертанове, в апреле цена 1 кв. м выросла на 25–30%. Как объяснил Белоусов, повышение цен носит маркетинговый характер: до ввода объекта осталось больше года, не продано менее 50 квартир. «У нас нет задачи продать их в один день», – подчеркивает он.

По словам Юрия Синяева, директора по маркетингу ГК «Конти», по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за январь – май 2008 г. продажи на объектах компании выросли в 2,5 раза. Об аналогичном росте количества сделок заявили и в Capital Group. Михаил Михайлов, первый заместитель гендиректора компании «М.о.р.е.-плаза», склонен объяснять активность покупателей началом продаж новых объектов. Слова Михайлова подтверждает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам компании «Квартал эстейт»: по его словам, объем реализации квартир у «Квартала» вырос в мае на 17,5% после открытия продаж в двух жилых комплексах на Ленинском проспекте. Застройщик не преминул поднять на 11% цены на сданные новостройки.

Продавать особенно нечего

Предложение новостроек в столице уже традиционно невелико. По словам Татьяны Решняк, гендиректора «Главмосстрой-недвижимость», и в прошлом, и в этом году объектов на рынок выходит меньше, чем ожидается, примерно в два раза. Дмитрий Гринин, директор юридического департамента компании «М.о.р.е.-плаза», объясняет это тем, что в Москве сократилось предоставление новых площадок под строительство. А те, что предлагались в 2008 г. на конкурсах, входят в программы комплексной реконструкции районов – это увеличивает сроки реализации до 5–7 лет как минимум, а следовательно, растет и окупаемость проектов.

По данным «Инкома», в октябре 2007 г. на рынок вышло 30 новых объектов, в ноябре – 15, в декабре – ни одного, в январе 2008 г. – семь, в феврале – 14, в марте 2008 г. – пять, в апреле – два, в мае – 12. В октябре 2007 г. на первичном рынке экспонировалось 404 дома, в ноябре – 393, в декабре – 360, в январе 2008 г. – 351, в феврале – 291, в марте – 289, в апреле – 262, а в мае – 266. В большинстве из них продаются остатки квартир.

«Сейчас в Москве у нас остались единичные предложения», – подтверждает Решняк. По словам Дмитрия Таганова, директора аналитического центра корпорации «Инком», объем предложения квартир от крупнейших риэлторских компаний за май сократился на 8%. Аналитики бюро недвижимости «Агент 002» подтверждают, что предложение продолжает уменьшаться рекордными темпами, снизившись за неделю с 9 по 15 июня в экономклассе на 34%, в бизнес-классе – на 28%.

В ЗАО идут продажи в 62 новостройках, по 34 объектов экспонируются в ЦАО и ЮЗАО. Самый застраиваемый и самый дешевый округ Москвы – ЮВАО потерял лидерство в структуре предложения, в мае здесь шли продажи только в девяти новостройках, подсчитали аналитики «Агента 002».

Не сезон

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что снижение темпов роста цен – обычное явление для летнего сезона. По данным «Главмосстрой-недвижимость», в начале года квадратный метр в Москве еженедельно дорожал на 1,5%, за весь май прирост составил около 0,7%. «Снижение динамики – это не падение цен», – отмечает Решняк. Цены притормозили, но это «носит выраженный сезонный характер», говорит Сергей Лупашко, президент ГК «Рескор».

Новостройки на завершающих стадиях строительства дорожают основательнее. Как говорит Титюник, по мере сокращения предложения квартир оставшиеся растут в цене.

Застройщики и риэлторы надеются, что цены не будут падать. Объяснения того, почему они должны расти, традиционные – рост цен на энергоносители и на стройматериалы, сложности привлечения кредитов и др. По данным «Главстроя», только в I квартале текущего года на 5–10% выросли цены на все востребованные группы железобетонных изделий. По итогам II квартала металл, цемент и щебень прибавят в цене еще 7–9%, добавляет Игорь Григорьев, управляющий директор компании «Моспромстройматериалы». Наиболее сильно рост цен на стройматериалы скажется на новых проектах, которым предстоит выйти на рынок в конце года, прогнозирует Белоусов. Ирина Жарова-Райт, президент инвестиционной группы Sesegar, иронизирует, что уже скоро Москва сможет поражать мировую общественность не только ценами на нефть, но и на «золотые» метры.