«Мегафон» сбросил центы

В I квартале «Мегафон» вновь обогнал конкурентов по темпам роста выручки, но снизил стоимость средней минуты разговора

Выручка «Мегафона» за I квартал (US GAAP) в долларовом выражении выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,7% до $1,56 млрд. По темпам роста выручки «Мегафон» немного обогнал МТС (ее квартальные доходы прибавили за год 37%, составив $2,38 млрд) и уже не впервые уступил «Вымпелкому» (+41,7%, $2,12 млрд). Но опережающие темпы роста «Вымпелкома» отчасти объясняются тем, что теперь он консолидирует показатели оператора фиксированной связи Golden Telecom, приобретенного в феврале за $4,35 млрд. Кроме того, в отличие от «Вымпелкома» и МТС «Мегафон» работает в основном в России. Выручка МТС в России выросла в I квартале на 37% ($1,798 млрд), российские доходы «Вымпелкома» от мобильного бизнеса – на 31% ($1,675 млрд), так что «Мегафон» остался самым быстрорастущим. Зато МТС единственная из сотовой «большой тройки» не снизила в I квартале доходы от мобильной связи по сравнению с предыдущим кварталом, отмечает ее пресс-секретарь Ирина Осадчая.

Требуют деньги. 442

миллиона рублей – предварительные налоговые претензии на такую сумму за 2005–2006 гг. получила московская «дочка» «Мегафона» «Соник дуо» (с учетом пеней и штрафов). Претензии связаны в основном с уплатой налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по межоператорским взаиморасчетам. Получив окончательное решение, «Соник дуо» планирует оспорить его в суде.

315

миллионов рублей составили налоговые претензии к самому «Мегафону» за 2004–2006 гг. (включая пени и штрафы). Оператор выплатил эту сумму, после чего обжаловал претензии в суде.

ОАО «Мегафон»

оператор сотовой связи. Третий по количеству абонентов (в конце мая – 38,2 млн) оператор мобильной связи в России, также обслуживает 157 747 абонентов в Таджикистане. Акционеры – TeliaSonera (43,8%), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (31,1%), «Альфа-групп» (25,1%). Финансовые показатели (2007 г.): Выручка – $5,7 млрд; EBITDA – $2,9 млрд; Чистая прибыль – $1,4 млрд.

По темпам роста EBITDA и чистой прибыли (+43,5% и +63,6% в долларах) «Мегафон» уступил российскому подразделению «Вымпелкома» (+46,7% и +120% соответственно). Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов объяснял: в I квартале компания урезала расходы, так как привлекала крупные займы на покупку Golden Telecom. Коммерческие, административные и общехозяйственные расходы «Вымпелкома» в I квартале составили 25% выручки (в России – 24,2%), а у «Мегафона» – 30,7%. «Мегафон» объясняет, что стимулирует абонентов активнее пользоваться услугами. Средняя продолжительность разговора его абонента (MOU) в I квартале составила 275 мин. в месяц (+25% к январю – марту 2007 г.). У «Вымпелкома» этот показатель в России составил 198,7 мин. в месяц (+23,5%), у МТС – 193 мин. в месяц (+44%). Увеличение MOU привело к снижению средней стоимости минуты связи «Мегафона» с 5,6 цента годом прежде до 5,3 цента. У «МТС Россия» средняя минута подешевела за это время с 6,1 до 5,2 цента, а у «Вымпелкома» в России – с 6,77 до 6,6 цента.

В I квартале средний счет на абонента (ARPU) «Мегафона» снизился до $14,5 в месяц с $15,1 кварталом ранее, обращает внимание Константин Белов из «Уралсиба». Само по себе это не беда, считает аналитик: I квартал традиционно неудачный, об этом свидетельствуют и результаты «Вымпелкома» (его ARPU в России упал с $13,5 до $13,1 в месяц). Но параллельный рост разговорной активности абонентов свидетельствует: надежды операторов наращивать доходы лишь на разговорчивости клиентов могут не сбыться, резюмирует он. Стратегия «Мегафона» – стимулировать абонентов больше говорить, а цена минуты у него исторически невысокая, передала «Ведомостям» замгендиректора по коммерческим вопросам «Мегафона» Лариса Ткачук.