Новинки книжных развалов


Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности

Линн Фостер

М.: Техносфера, 2008. 352 с.

Питер Друкер полагал, что «развивать предпринимательство в наукоемкой сфере, не уделяя внимания предпринимательству в малонаукоемких и ненаукоемких областях, – это все равно что воздвигать вершину горы, не позаботившись о ее основании». С основанием в США все и так неплохо, а путь к вершине – к нанотехнологиям, которым и посвящена эта книга, – описан в федеральной программе, получившей название «Национальная нанотехнологическая инициатива США» (ННИ).

Автору книги Линну Фостеру удалось собрать под одной обложкой множество экспертов мирового уровня. Ричард Смолли, обладатель Нобелевской премии 1996 г. по химии, пишет о «тераваттовом вызове», считая, что «для дальнейшего роста и развития человечество должно в ближайшие десятилетия найти методы утилизации солнечной энергии». «Каждый день наша планета получает от солнца 165 000 тераватт энергии, а для решения всех энергетических проблем необходимо лишь 20 тераватт», – пишет ученый и поясняет, что существующие устройства хранения электроэнергии слишком велики. Даже самые современные свинцовые аккумуляторы мощностью 1000 киловатт-час занимают несколько метров и стоят около $10 000, но благодаря нанотехнологиям «уже в ближайшем будущем можно ожидать появления на рынке батарей такой же мощности, имеющих размеры небольшой стиральной машины» стоимостью около $1000.

Пусть эта лилипутно-гулливерная картина будущего не вводит читателя в заблуждение – в сфере нанотехнологий еще много нерешенных проблем, особенно в области коммерциализации технологий. Тем более что эксперты предупреждают, что «каждая успешная коммерциализация возникает из уникального набора условий и элементов».

Но без одного из них очень трудно обойтись: инвесторы «иногда выделяют на исследования огромные суммы, явно превосходящие доходы, которые можно получить от внедрения даже очень успешной технологии». За примерами далеко ходить не надо. Венчурный капиталист Марк Стивенс выделил $22 млн Институту коммерциализации технологий при Университете Южной Калифорнии, Арнольд Бекман вложил более $100 млн в развитие Калифорнийского технологического института (Caltech). Даже основатель Intel и автор знаменитого закона Мура Гордон Мур выделил на исследования около $500 млн.

Движет ими не только забота о будущих поколениях. Всего через 30 лет после возникновения рынок биотехнологии оценивается примерно в $1 трлн. А например, имплантация устройств доставки лекарств (в книге приводится много примеров – препарат Gliadel фирмы Guilford Pharmaceuticals, используемый при раковых поражениях мозга, и препарат Viadur фирмы Bayer, применяемый при лечении рака простаты) уже спасает человеческие жизни.