Звук с легкой руки

Победителем Конкурса имени Рихтера, на котором приветствуются умудренные опытом пианисты, все же стал один из самых молодых его участников. Самая новая любовь московской публики – Евгений Божанов, Болгария

Лауреатский концерт, на котором не играется Первый концерт Чайковского или Второй концерт Рахманинова, – невиданная редкость. Такое может позволить себе только Конкурс имени Рихтера, непочтительно самостоятельный по своему регламенту. Конкурс увенчался Концертом Моцарта, 25-м по номеру и сшитым точно по характеру лауреата.

Евгений Божанов, еще только выходя на сцену, уже лучился ласковым до мажором. Моцарт в его исполнении был юн и прелестен, в точном соответствии с мифологическим обликом гения-ребенка – этакое солнышко через легкие облака. Двадцатичетырехлетний болгарин с основательным немецким образованием играл очаровательно, с удовольствием разбрасываясь нежными фразами-пустяками, местами впадая в красивую печаль или принимая бравый облик шоколадного солдатика.

За три короткие части моцартовского концерта новый знакомец успел показать массу достоинств: хороший вкус, заразительную манерность, чувство эстрады и приятный звук. Артисты такого однозначно позитивного обаяния появляются на нашей сцене не каждый год.

Однако Божанов получил не первую премию, а лишь вторую. Первая же, которую жюри берегло для истинного зрелого мастера, осталась без хозяина. Остальные премии тоже ушли к сравнительно молодым, хорошо выученным конкурсантам. Трое из них – знаки качества от профессора Элисо Вирсаладзе. Но если россияне Алексей Зуев (пятая премия) и Александр Осминин, сыгравшие в лауреатском концерте рапсодии Листа, выступили всего лишь крепко и заурядно, то кореянка Чонъюн Пак (третья премия), технично, захватывающе и женственно исполнившая «Вальс» Равеля, могла бы стать еще одним настоящим открытием конкурса, но ее правой руке все же слегка не хватило мощного звука.

Китаец Цзюэ Ван (поделивший с кореянкой третью премию) тоже играл Равеля («Альборада»), но его безукоризненный пианизм был всего лишь культурным и правильным. Сорокаоднолетний итальянец Фабио Романо (четвертая премия) – с альтернативной внешностью, ясным слухом, точными пальцами и нестандартным репертуаром (модернистская соната Элиодоро Соллима) – оказался старшим из лауреатов. Впрочем, жюри наградило 72-летнего Франца Эйхбергера (Германия) почетной грамотой «За преданность музыке». Еще одну специальную премию Фонд Святослава Рихтера выдал слепому музыканту из Перу Хвэну Ч’уки, чье исполнение Моцарта было странным, но не лишенным таланта.

Не обделен спецпризом оказался и надежда конкурса Сергей Каспров, очаровавший многих экспертов, но забывший текст во время выступления. По итогам конкурса никто не захотел отправить на мыло жюри, сработавшее без председателя и – в чем главная сила – без учителей конкурсантов в своем составе. Второй конкурс имени Рихтера подтвердил, что он и правда отличается от многих. Не столько тем, что делает ставку на возраст зрелости, сколько доверием к репертуарным склонностям музыкантов и вниманием к сколько-нибудь необычной индивидуальности.