Байронические пираты высадились на Урале

Поставив «Корсара», Пермский театр оперы и балета напомнил, что шагает в ногу с миром и веком. Непонятно только, куда именно

Международный хит Мариуса Петипа со 150-летней историей в Перми поставил Василий Медведев. Хореограф, известный оригинальными постановками в Восточной Европе, имеет ленинградские корни. И его редакция «Корсара» отмечена тем пиететом перед классикой, по которому легко опознать выпускника вагановской школы.

Но Медведев все же внес изменения, призванные облегчить многотонный шедевр. Петипа усаживал публику в кресла на четыре действия. А «Корсара» переделывал так упорно и регулярно, что он превратился в сборник хореографических шедевров. Отказаться от трио одалисок, танца работорговца и невольницы, форбана, па-де-де или картины «Оживленный сад» еще не поднялась рука ни у одного редактора. Медведев тоже не стал революционером. Он выбрал другой путь – сократил до минимума и без того обрезанные в советские годы пантомимные сцены. Сюжет, номинально принадлежащий Байрону, теперь вовсе теряется между танцами. Из-за чего выхватывают шпаги, сабли, ножи и пистолеты, уследить без программки невозможно.

Бесконечный отток кадров, болезненно сказывающийся на уровне рядовых пермских спектаклей, к «Корсару» будто не имеет отношения. Его линии стройны и строги: ноги вскидываются в pas de chat на абсолютно одинаковую высоту, а руки пяти десятков человек круглятся совершенно одинаково благодаря давно утраченному в столицах единству школьной выучки. Мужской состав труппы выдвинул из своих рядов десяток виртуозов. Событием оказалось участие дирижера Александра Анисимова, ставшего в Перми главным приглашенным, и художника по костюмам Елены Зайцевой.

Пермь может гордиться: обзаведясь самым популярным в мире названием последних сезонов, она мало кому уступает в его воспроизведении. Однако что добавил «Корсар» к имиджу труппы? Представить решение, которое кардинально изменяло бы наше представление об эстетике Петипа, как в советское время это удалось в Ленинграде Петру Гусеву, а совсем недавно в Москве Алексею Ратманскому и Юрию Бурлаке, у Василия Медведева не получилось. Обскакать же Мариинский и Большой в уровне исполнения классики не удалось: коварный Петипа готовит ловушку всем театрам, где культивировал собственные спектакли не сам. Раньше Пермь добивалась имиджа третьей балетной компании страны благодаря тому, что умело находила молодых хореографов. Спектакли Боярчикова, Алексидзе, Салимбаева стали классикой. Чтобы мир вновь начал вычленять из бездонного понятия «русский балет» пермский, нужно продолжить этот ряд имен. Пермь