Говорить и работать по-русски

Большинство российских работодателей начинают требовать от иностранных топ-менеджеров понимания местных особенностей ведения бизнеса. Увы, сейчас лишь 10% экспатов могут похвастаться хоть каким-нибудь знанием русского языка

В совете директоров АФК «Система» три иностранца, причем лишь один из них – сэр Роберт Джейкоб Александр Скидельский владеет русским языком, рассказала Светлана Витковская, руководитель пресс-службы АФК «Система». В распоряжении остальных всегда есть переводчик-синхронист.

Генеральный менеджер московского отеля Ritz-Carlton Оливер Эллер не жалеет времени на изучение русской культуры. Брать уроки русского языка он начал три года назад, еще до того, как занял нынешнюю позицию. Даже в самые тяжелые времена подготовки гостиницы к открытию он выделял по два часа три раза в неделю на занятия с преподавателем. Но понимать устную речь и читать по-русски он начал лишь через год. «До сих пор мне трудно говорить по-русски», – признается он.

Джеффри Макги, вице-президент по юридическим вопросам и корпоративным отношениям «Вымпелкома», начал учить русский еще в университете. В 1995 г. он получил степень бакалавра по русскому языку в университете Brigham Young (Прово, Юта), но продолжает изучать его до сих пор по 2–3 часа в неделю.

Квалифицированное меньшинство

Иностранных топ-менеджеров, работающих в России, которые могли бы похвастаться хорошим знанием русского языка, меньшинство. «В России работают примерно 12 000 менеджеров-экспатов, в основном из Великобритании и США, – утверждает Артур Шамилов, партнер хедхантинговой компании TopContact. – По-русски говорят не более 10% из них».

«Мы сталкивались с ситуациями, когда иностранцы, прожившие и проработавшие в России не один год, так и не научились говорить по-русски. Это очень затрудняет работу, – рассказывает Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ИК «Велес капитал». Спасает то, что многие россияне неплохо говорят по-английски, отмечает она.

В крупных российских компаниях заседания советов директоров проводятся либо на английском языке, как в компании «Нутритек», либо с синхронным переводом, как, например, в «Лукойле», причем документы готовятся на двух языках – русском и английском, говорит Александр Филатов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров (АНД).

Требуют знаний

Но ситуация постепенно начинает меняться. «В прошлом году около 70% компаний, для которых мы подбирали менеджеров-экспатов, требовали от кандидатов знания русского языка, – констатирует Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. – А в этом металлургическая компания, которой мы предложили австрийского подданного в качестве директора по техническому перевооружению, знание русского языка поставила одним из условий получения ежегодного бонуса. При этом компания обязалась оплатить его индивидуальное обучение с педагогом».

Культурный сдвиг

Но для успешной работы в России знания языка уже недостаточно, утверждают сами иностранцы. Эллеру помогли два тренинга «Иностранец в России», проведенных в Ritz-Carlton лектором The Moscow Times Крисом Грэмом. «Он рассказывал про российский менталитет, поведение, особенности общения с русскими, о традициях, обычаях и национальных праздниках, – вспоминает Эллер. – Это помогло мне понять особенности русского мышления».

Гарретт Джонстон, директор по стратегическому маркетингу МТС, работает в России уже три года. Иностранным менеджерам важно понимать не только язык, но и особенности российской бизнес-культуры, считает он. «Через понимание культуры получаешь представление о запросах потребителя, – рассказывает Джонстон. – Ведь, например, когда я думаю о том, как продать человеку связь, мне необходимо знать, как и для чего он ее использует».

Иностранцам, работающим в России, необходимо учитывать многие тонкости: русские хорошо образованны и не терпят недоверия к своим знаниям, они могут поздно приходить в офис, зато готовы работать очень долго, для них порой человеческие отношения важнее деловых, отмечает Грэм. «Я объясняю экспатам, насколько важно заслужить в России доверие коллег, но при этом быть готовым к жестким авторитарным методам руководства», – говорит он.

Иностранным топ-менеджерам необходимо приспосабливаться к тому, что основные владельцы – акционеры российских компаний принимают активное участие в принятии как стратегических, так и тактических решений, считает Филатов из АНД. Тренинг АНД «Эффективный собственник и работа совета директоров» адресован не только акционерам, но и топ-менеджерам, а также независимым директорам, от которых зависит согласованность и в конечном счете эффективность принятия решений.

Впрочем, не любой российский опыт полезен. «Не думаю, что экспатам необходимо учиться особенностям корпоративного управления в России, – размышляет Яна Мельникова, директор по организационному развитию PricewaterhouseCoopers. – Ведь основная миссия экспатов в России – улучшение уровня корпоративного управления в соответствии с западными стандартами».