Композиция № 376b


Культового саксофониста и композитора Энтони Брэкстона безуспешно пытались привезти в Москву в течение многих лет. Но вот наконец профессор Университета Уэсли (штат Коннектикут) и его новый проект Diamond Curtain Wall – в культурном центре «Дом», а после концерта к маэстро выстраивается очередь за автографами. Как это у нас водится, приносят подписывать старые виниловые пластинки, о которых, похоже, забыл уже сам 63-летний музыкант – его дискография насчитывает несколько сотен названий.

В Москве исполнялась специально написанная Композиция № 367b с идущими от кул-джаза «божественными длиннотами» – бесконечными цепочками ровных ритмических унисонов, на мгновения прерываемыми то точечными взрывами всего ансамбля, то явно импровизируемыми «разговорами» двух-трех музыкантов квартета.

Все это записывается при помощи музыкальной графики – не нотами, а рисунками, чертежами, диаграммами и напоминает картины, скажем, Пауля Клее, когда в неожиданных точках нефигуративной вязи вдруг возникают знакомые очертания. Иными словами – джазовые эпизоды.

Стилистических перепадов (характерных, например, для Джона Зорна и нью-йоркского Даунтауна в целом) в авангардном потоке сознания Брэкстона нет. Компьютер он использует не для интерактива, а для «космического гула вселенной» (в центре сцены водружены большие песочные часы, и Брэкстон демонстративно обрывает компьютер на полуноте, когда песок заканчивается). В новой музыке Брэкстона мало и собственно джазовых примет – свинга, ритм-секции, не говоря уже о типичных формах – блюзах или балладах. Композиция № 367b – сугубо линеарная, даже гулкая гитара как аккордовый инструмент не используется вовсе. Но джазом эта музыка все-таки остается хотя бы потому, что интуитивно любой знаток чувствует, где кончается проговоренная аранжировка и начинается спонтанная импровизация.

Именно за такую музыку, сложную и маргинальную, которая, несмотря ни на какие завихрения, звучит как джазовая импровизация, и ценят Энтони Брэкстона – в том числе и у нас.