Опять в бизнес-школу

Как американские учебные заведения помогают искать работу выпускникам прошлых лет

В конце прошлого года Мора Мюррихай, старший менеджер банка города Хинсдейл, штат Иллинойс, потеряла работу. Каково же было ее удивление, когда в фирме по трудоустройству, в которую она обратилась, ей предложили попросить совета в альма-матер – школе менеджмента Kellogg при Северо-Западном университете. Оказалось, что она, выпускница программы МВА-1981, имеет право на неограниченную бесплатную помощь одного из пяти консультантов по карьере, работающих в школе. «Когда тебе 51 год, никакая помощь не будет лишней», – говорит Мюррихай.

На консультациях в школе Kellogg выпускникам помогают оценить навыки, привести в порядок резюме, составить список потенциальных работодателей, а также проводят репетиции собеседований и помогают в переговорах о размере заработной платы. Мюррихай удалось поработать с консультантом Энн Браунинг. Та давала ей советы по телефону и требовала отчитываться о проделанной работе каждые две недели. «Она все время тормошила меня», – вспоминает Мюррихай. Через три месяца Мюррихай устроилась в чикагскую компанию, специализирующуюся на консалтинге в области инвестиций.

За восемь месяцев, закончившихся 30 апреля 2008 г., служба по трудоустройству выпускников школы бизнеса Kellogg помогла найти работу 2160 бывшим студентам MBA, что на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Мэтью Темпл, директор службы.

Впрочем, подобную помощь выпускникам предлагает не только школа Kellogg. В школе бизнеса Marshall при Университете Южной Калифорнии каждый из помощников директора центра карьеры консультирует от 75 до 100 выпускников в месяц, сообщает Питер Гильони, глава центра.

Если пять лет назад лишь 5% американских университетов предлагали услуги помощи в трудоустройстве выпускникам прошлых лет, то теперь таких около 20%. Но даже этого мало, утверждают эксперты. В Северо-Западном университете на одного консультанта по карьере приходится примерно 130 000 выпускников, признает Лонни Данлап, глава службы трудоустройства университета.

Особенно тяжелая ситуация сложилась на медицинских и юридических факультетах, говорит Дэвид Меццапелле, основатель сайта GoliathJobs.com, бесплатной интернет-службы по трудоустройству выпускников и студентов.

Kellogg – одна из 22 школ бизнеса, которые предлагают своим выпускникам присылать резюме в MBA Focus, онлайновый информационный центр, где с ними смогут ознакомиться рекрутеры. С момента открытия на сайте базы данных студентов в 2003 г. было прислано около 14 000 резюме. На сайте GoliathJobs.com зарегистрировано более 3100 учебных заведений.

В школе бизнеса Marshall выпускникам предлагают помочь связаться с рекрутерами, занимающимися поиском кандидатов на высокие руководящие должности. По запросу выпускников школа предоставляет список почти из 60 рекрутеров, чью деятельность они изучили и кого сочли лучшими, говорит Гильони. В школе бизнеса Университета штата Коннектикут сотрудники наметили провести в конце этого месяца большое мероприятие, одним из спонсоров которого выступила рекрутинговая компания Lee Hecht Harrison. На него приглашены десяток работодателей для встречи с безработными выпускниками и всеми желающими найти работу.

В школе также выяснили, что безработным выпускникам прошлых лет часто бывает трудно разобраться в огромном количестве сайтов по поиску работы, говорит Джуд Савискас, директор службы трудоустройства школы бизнеса при Университете штата Коннектикут. Он составил список лучших, на его взгляд, 10 сайтов, который рассылает по электронной почте выпускникам.

На своей предыдущей работе в качестве сотрудника службы трудоустройства выпускников Университета Fairfield в штате Коннектикут Савискас создал интернет-сообщество, где почти 1700 выпускников Fairfield бесплатно давали советы по поиску работы и делились контактами. Некоторые в результате нашли работу, говорит Джанет Канепа, директор по связям с выпускниками университета.

Несколько вышедших на пенсию выпускников Fairfield хотели бы стать наставниками для более молодых коллег. Канепа планирует начать использовать их обширный опыт, после того как найдет замену Савискасу, перешедшему на новую работу в январе 2008 г. Программа наставничества – всего лишь один из пунктов большого плана помощи выпускникам Fairfield. В конце концов, отмечает Канепа, «работающий выпускник – счастливый выпускник».