«Русский Букер» меняет кожу

Объявлен длинный список претендентов на Букер. Среди них, как никогда, много незнакомых имен. Но это-то и интересно

В этом году оргкомитет Букера объявил, что длинный список премии впервые сожмется до 24 позиций. И обещание выполнил. Жюри нынешнего сезона – критик Евгений Сидоров (председатель), прозаики Марина Вишневецкая и Леонид Юзефович, критик Сергей Боровиков и актриса Евгения Симонова – отобрали в лонг-лист 23 романа. Одна позиция, как видим, даже осталась вакантной. Отсеивали каждую четвертую книжку из номинированных – всего на конкурс был подан 91 роман. Что именно улетело за борт, жюри признаться отказалось, сославшись на практику старших английских братьев: в британском Букере имена номинантов тоже не сообщаются.

Такой жесткий отбор, по мнению организаторов премии, повышает значимость каждой вышедшей в полуфинал книги и позволит воспринимать лонг-лист как рекомендательный. Логика, надо думать, тут в том, что более пространные списки как рекомендательные воспринимать нельзя: так много все равно не прочтешь.

Вчера длинный список Букера был объявлен. Судя по его составу, читателям настоятельно рекомендуют расширять горизонты и знакомиться с авторами, о которых прежде они вряд ли даже слышали. Неизвестных имен в списке чуть не половина.

И нам еще только предстоит узнать, что за птица 24-летний Евгений Новицкий из Иркутска, вошедший в лонг-лист с романом «Лучшая книга о любви», каковы на вкус и цвет «Письма для Давида» Михаила Бусина, «Графоманка» вологодской писательницы Галины Щекиной и фантастическая «Снежная гора» Андрея Хутсутдинова. До октября мы наверняка поймем и то, удачно ли сменил амплуа житель Кельна Владимир Порудоминский, написав вопреки обыкновению не научно-популярную биографию, а любвеобильный роман о студентах «Частные уроки».

Остальная часть списка не так загадочна. В лонг-листе немало авторов вполне известных. Например, Александр Архангельский с книгой о «новых людях» «Цена отсечения» (см. «Ведомости» от 19.06.2008), Леонид Бежин с ностальгическим «Отражением комнаты в елочном шаре», Ксения Голубович с «семейным альбомом» в прозе «Исполнение желаний». В полуфинал вышел и Анатолий Королев с бесстрашным «STOP, коса!», заглядывающий в лицо самой беззубой и косой, а также нервный и едкий трактат Татьяны Москвиной о Боге, мужчинах, женщинах и евреях «Она что-то знала». Памфлетная «Таблетка» Германа Садулаева. Уже нашумевший «блокадный роман» Андрея Тургенева (Вячеслава Курицына) «Спать и верить». Гротескное исследование религиозных истоков коммунизма «Будьте как дети» Владимира Шарова; а еще – как всегда у этого автора – матовые, очень чеховские по интонации «Нелюбимые дети» Евгения Шкловского. Наконец, легкое, ироничное и бесконечно печальное повествование Эдуарда Шульмана об очень русской судьбе поэта Александра Полежаева «Полежаев и Бибиков».

Но все же, похоже, герои нынешнего букеровского сезона – не они. Не те, кто куда-то уже «входил», «состоял» и был замечен. Оттого-то, видимо, в лонг-листе отсутствуют и только что вышедшие «Списанные» Дмитрия Быкова, и «Ай-Петри» Александра Иличевского, и «Почерк Леонардо» Дины Рубиной, и «Цунами» Глеба Шульпякова. Отсев этих ничуть не менее достойных, чем избранники, авторов выглядит не бесспорным. И тем не менее сама попытка обновить привычный набор имен и сломать стереотипы кажется перспективной.

Романный жанр «меняет кожу», заметил председатель букеровского жюри Евгений Сидоров. Кожу пытается сменить и премия – процесс болезненный, успех не гарантирован, но в самих усилиях, направленных на обновление, сквозит волнующая новизна и свежесть. А уж если среди отобранных и пока не читанных миром романов обнаружатся пусть не великие, но хотя бы просто хорошие, затеянный эксперимент можно будет счесть удавшимся. И результаты его – превосходными.

Продолжение банкета – 2 октября, в этот день объявят короткий список из шести позиций. Имя создателя лучшего романа на русском языке по версии Букера прозвучит 3 декабря.