Недалеко падает

«Яблоки падают одновременно в разных садах» – две выставки в одном проекте. На первой – работы нынешних молодых, на второй – что сделали старшие, когда были зелены. От напрашивающегося сравнения лучше отказаться

Название проекта отсылает к мудрым словам Гете: «Когда время созрело, яблоки падают одновременно в разных садах». Цитата вполне уместна по отношению к первой, ретроспективной части проекта, организованного Мультимедийным комплексом актуальных искусств на Винзаводе в рамках биеннале «Стой! Кто идет?», но не подходит к второй, современной части.

Куратор проекта Анна Зайцева приняла удобное решение – переложить свои обязанности по выбору участников на десятерых известных художников (будем считать Игоря Макаревича и Елену Елагину за художническую единицу). Но Юрий Альберт от этой компании откололся и устроил в зале RIGroup выставку работ, оставивших след в истории отечественного современного искусства, но сделанных художниками, когда им было от 16 до 27 лет.

У Альберта получилась большая и бесспорно замечательная выставка из разномастных произведений, датированных в основном 70–80-ми годами ушедшего века. Доказывающая, что, когда время созрело до новых форм в искусстве, они и появляются в разных местах независимо от возраста художников и официальных разрешений.

Главными героями здесь стали участники бесшабашной группы «Гнездо». От ее незабвенных 60 фотографий ногтей, пронумерованных в честь юбилея Октябрьской революции, по сей день веет здоровой хулиганской энергией. Которой нет, ну совсем нет у новых молодых. Наше время для нового в искусстве явно не дозрело, и бессмысленно его торопить.

Но это не помешало и второй части выставки оказаться удачей. Именно благодаря тому, что младшие явно продолжают опыты старших, она получилась качественной. Про молодежь там есть только одна работа – «Анархия» группы «Цветофор»: о противостоянии милицейского порядка юношескому уличному ухарству. Остальные художники сосредоточились на идейной пластике, как ни странно это звучит по отношению к современному искусству, да еще молодежному.

Ряд цинковых ванночек с кусками хозяйственного мыла воспроизводит мрачно-эпические образы романа Андрея Платонова «Котлован» (инсталляция Хаима Сокола), ужасающе оплывшие скульптуры Леонида Сохранского – гнилость имперских символов. Алексей Панькин монументальными деревянными «Корытами» продолжает русофильский эстетизм своего учителя Анатолия Осмоловского. А опыты с порнографией трех выбранных Авдеем Тер-Оганьяном молодых художников оказались формальными до полной потери непристойности.

Эта выставка – про яблоки, недалеко упавшие от яблонь, – проходит в том же величественном и грязном подземелье, где была выставка «Верю», и кажется логичным и естественным ее продолжением. Молодые и талантливые художники от старых и хороших, если судить по творческим плодам, принципиально не отличаются.