Новинки книжных развалов


Венчурный бизнес: новые подходы

Кэтрин Кемпбелл

М.: Альпина бизнес букс, 2008. 428 с.

Могут ли бизнес-инкубаторы стать крематориями? Могут, утверждает Кэтрин Кемпбелл, 12 лет проработавшая в газете Financial Times корреспондентом по вопросам прямого частного инвестирования. Их так прозвали «за скорость, с которой они сжигали деньги», ехидничает Кемпбелл, описывая европейский рынок венчурного бизнеса на рубеже веков. Покинув газету, Кемпбелл не изменила теме и теперь уже сама по себе работает в отрасли, которая, по ее словам, «является сложным «алхимическим процессом», требующим поддержания тонкого и неустойчивого баланса и отвергающим любые предвзятые суждения».

Сюжет книги Кемпбелл выстраивает просто: начинает со сравнения отрасли в США и Европе, потом детально прописывает процесс венчурного финансирования и работу с венчурным капиталом. Но простота обманчива – от взора автора не ускользнуло практически ничего, Кемпбелл даже смогла поделиться «некоторыми «грязными секретами» венчурного капитала в той мере, в какой позволят юристы».

В попытке объяснить феномен американского венчурного чуда – «Сэнд-Хилл роуд в городе Менло-Парк, Кремниевая долина, Северная Калифорния представляют собой «Уолл-стрит венчурного капитала», где выросли и возмужали Apple, Compag, Dell, Genetech, Oracle, Cisco, Netscape, Amazon, eBay, Yahoo!, – автор отмечает, что большая «часть венчурного бизнеса по-прежнему носит кустарный характер» и типичная «фирма венчурного капитала из Кремниевой долины представляет собой небольшую предпринимательскую организацию, управляемую людьми, а не процедурами». Участники отрасли, обитающие «в этом плавильном котле великих идей и творчества, обсуждают свои сделки в унылых закусочных» и совсем не обращают внимания на то, что «в районе шестиполосной скоростной трассы Сэнд-Хилл роуд, соединяющей сливки американского венчурного бизнеса, с трудом принимается сигнал сотового телефона».

«Несмотря на то что компании мирового класса выпекаются там подобно блинчикам, сообщество Кремниевой долины остается во многом весьма замкнутым, – пишет Кемпбелл и поясняет: – В течение многих лет венчурные капиталисты хвастались тем, что никогда не финансируют компании, находящиеся далее чем в 45 минутах езды от них. Все в этой системе – основатели молодых предприятий, корпоративные клиенты, консультанты инвестиционных банков – знают друг друга». Они самодостаточны, и им, видимо, есть что скрывать: когда «речь идет о показателях эффективности, отрасль становится непроницаемой до крайности». Любой фонд прямых инвестиций, который вы встретите, поясняет автор, будет уверять, что его показатели эффективности находятся в верхнем квартиле, т. е. среди верхних 25% по шкале эффективности отрасли. Кто составляет оставшиеся 75%, остается вечной загадкой.