Снижение НДС: Вопросы интерпретации


В статье «Цена реформы для бюджета посчитана» («Ведомости» № 123 от 7.07.2008) приведены данные опроса, проведенного «Деловой Россией» среди бизнесменов на предмет их отношения к снижению НДС. Опрос был проведен на панели, предоставленной Институтом экономики переходного периода (ИЭПП). Что означают полученные союзом предпринимателей результаты и какова их корректная интерпретация?

Предприятиям были заданы вопросы о том, как высоко они оценивают налоговую нагрузку, какой налог могут выделить как сдерживающий их развитие, куда они направят выгоды от снижения налога, если таковые будут. При такой постановке вопросов, естественно, предприятия неизменно отвечают, что налоговая нагрузка высока, а на предложение о снижении налогов реагируют весьма позитивно.

Мировой опыт показывает, что выявить опросами фактические приоритеты для предприятий можно, если более точно формулировать вопросы, например предлагая респондентам сравнить альтернативы экономической политики. В декабре 2007 г. на той же панели ИЭПП проводил опрос о препятствиях ведению бизнеса. Из 13 институциональных ограничений налоговые проверки оказались по важности на 4-м месте, уступая таким проблемам, как вмешательство правоохранительных, судебных органов и неконкурентное поведение других предприятий. Уровень налоговой нагрузки занял только 10-е место, уступив большинству других ограничений (таких, как доступ к энергоресурсам, к земле, нехватка кадров и др.). Большая часть жалоб на высокие налоги поступила от неэффективных и убыточных предприятий, теряющих свои доли рынка в условиях общего экономического роста.

Конечно, российские предприятия поддерживают снижение НДС, не сопровождаемое повышением других налогов и сокращением государственных расходов. Впрочем, в последнем опросе за снижение ставки НДС даже при таких условиях высказались лишь чуть больше половины опрошенных предприятий.

Выбор респондентов в пользу снижения ставки НДС, а не налога на прибыль и ЕСН также объясним. С точки зрения российского бизнеса, надо снижать тот налог, от которого сложнее всего уклониться. Налогоплательщики научились оптимизировать налоговые базы по оплате труда и прибыли (тем более что ставки налога на доходы физических лиц и единого социального налога низки) и осознают проблему необходимости повышения пенсий и, соответственно, потенциальной необходимости роста ставок (или изменения шкалы) ЕСН.

Другое дело – налог на добавленную стоимость. Резервы его оптимизации очень ограничены, уплачивать налог надо ежеквартально, а величина самого налога в явном виде выделена в счете-фактуре при указании цены товара или услуги. Если внимательно посмотреть на структуру ответов, легко заметить, что налог наиболее сложен для средних предприятий, что скорее подтверждает тезис о трудности его администрирования. Кроме того, учитывая наличие специальных налоговых режимов, предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения, не предполагающую уплату НДС и предоставляющую право на существенно более низкие налоги. Чуть более крупные организации вынуждены либо смириться с уплатой высоких налогов, либо искать нелегальные или полулегальные способы применять «упрощенку». В этих условиях недовольство НДС – это недовольство неравенством конкурентных условий, создаваемым законодательством.

Теперь о том, каким будет эффект от снижения НДС и как предприятия могут использовать возможную экономию ресурсов. При формулировке соответствующего вопроса и при интерпретации ответов предприятий необходимо говорить о перспективах снижения цен, а не о росте прибылей и инвестиций. Там, где налог ложится на потребителей, основную выгоду от снижения ставки в виде снижения цен должны получить именно они, а вовсе не производители.

Если же предприятия, как показывают результаты опроса, рассчитывают на увеличение своих инвестиций (т. е. предполагают получение дополнительной прибыли, что, в свою очередь, означает неизменность сегодняшнего уровня относительных цен), то это означает, что либо они не вполне понимают связь между НДС и ценами на выпускаемую ими продукцию и потребляемые ими ресурсы, либо оперируют в условиях сильно монополизированных секторов с негибкими ценами.

Еще более важно, что если решение будет принято, то НДС будет снижен для всех его плательщиков и главный выигрыш получат не отечественные производители, а импортеры, которые воспользуются этой мерой для расширения своей доли рынка. А в случае (гипотетического) закрытия рынка для иностранных конкурентов рост спроса на продукцию отечественных производителей приведет к росту цен в условиях существующих в настоящее время у предприятий жестких ограничений на мощности и трудовые ресурсы.

Наши ставки НДС близки к тем, которые существуют у основных торговых партнеров (уровень ставки в таких странах, как Белоруссия, Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Украина, Франция и др., варьирует в диапазоне 17–20%). И там их не планируют сокращать. В этой связи, как нам представляется, результаты опроса не дают новых аргументов в пользу снижения НДС. Да, предприятия за то, чтобы снизить налоги, но не очевидно, согласны ли они при этом на отмену индексации пенсий, зарплат учителей и врачей или замедление модернизации инфраструктуры.