Звезда в курятнике

Оперу Верди «Симон Бокканегра» на фестивале «Звезды белых ночей» дали в концертном исполнении. Главного героя спел Томас Хэмпсон

Европейский американец с отличной выучкой, интеллигентный, статный, море обаяния и шарма – недаром его так привечают на лучших оперных сценах Европы и Америки.

Последние два сезона Томас Хэмпсон как раз пел повсюду партию Симона Бокканегры, так что роль сидит на нем как влитая. Певец подавал звук направленно, свободно, легко, красиво филируя, умело подбавляя страсти и слезного надрыва в драматических местах. Голос его разлетался по залу, одинаково хорошо слышный и в партере, и на самой верхотуре, на балконе, – и тут-то становилось ясно, какая все-таки в Концертном зале Мариинского театра потрясающая акустика.

Опера Верди до чрезвычайности богата драматическими, ярко театральными эпизодами, а сумрачно-романтический колорит ее выдержан в духе готических романов. За два часа с четвертью чистой музыки на сцене развивается крайне запутанный сюжет, смотанный в плотный клубок страстей, любви, ненависти и предательства.

Давать такую малознакомую публике оперу без сценического ряда и даже без перевода – значит заведомо обрекать ее на неуспех. К тому же мегазвезда Хэмпсон был помещен в явно неподобающий контекст. Разница в масштабах личности и мастерства певцов была шокирующей. Лишь Евгений Уланов в партии Паоло Альбиани, продемонстрировавший похвальную ровность своего глубокого, звучного баритона, не диссонировал с вокалом Хэмпсона, составив ему достойную пару.

Ирма Гиголашвили (Амелия) очень старалась петь достойно – но явно была не в голосе в тот вечер. Голос ведущего баса Мариинки Сергея Алексашкина (Фиеско) звучал тускло; но хуже всех был Ахмед Агади (Габриэле). Он умудрился перепортить все ансамбли блеющим и гнусавым тенором и к тому же безбожно фальшивил. Словом, выдал весь набор несовершенств, какие только можно вообразить.

Да и оркестр, еле разбиравший ноты, положения не спасал, хотя невозмутимый, невзирая ни на что, Валерий Гергиев и старался удержать ситуацию в руках, отыгрывая оркестровые эпизоды максимально эффектно. Ей-богу, было стыдно перед Томасом Хэмпсоном за неподготовленный оркестр, за низкое качество вокала партнеров и за неприглядное окружение, в котором ему пришлось выступать в Петербурге.