Глобалист: Мечты сверху


Хотя сейчас в России только и обсуждают возможность либерализации сверху, первые два месяца президентства Дмитрия Медведева не особенно обнадеживают с точки зрения ее реальных перспектив. У правящего класса явно есть понимание объективной необходимости движения в сторону либерализации режима, однако ни политической воли, ни способности к ее осуществлению, похоже, нет.

Признаки понимания проявились как косвенно – через неуверенные месседжи Владислава Суркова провластным активистам или фрондерские речи бюрократов о восстановлении выборности губернаторов или освобождении Ходорковского, так и напрямую – в докладе «Демократия: развитие российской модели», подготовленном Центром политических технологий по заказу Института современного развития (см. «Демократия для Медведева», «Ведомости», № 120 от 2.07.2008, стр. А1). Доклад весьма смело констатирует наличие проблем, к которым привела Россию реставрация авторитаризма, и подводит робкие обоснования под необходимость определенных шагов по либерализации политической системы.

Однако даже беглого взгляда на доклад достаточно, чтобы понять: и с интеллектуальным потенциалом, и с решимостью всерьез обсуждать проблемы политической системы страны в околовластных кругах пока туго. Трактовки текущей ситуации и недавней истории здесь неуклюже втиснуты в рамки официальной пропаганды и оттого выглядят нечестно и одиозно. Модернизационный пафос явно не соответствует реалиям построенной системы, нацеленной на оборону статус-кво и препятствующей модернизации. Предлагаемые шаги по демократизации страны преподносятся не как следствие тупиковости текущей модели развития, а как некое дополнение к «успешной» политике последних лет, отчего вся идея выглядит неадекватной с самого начала.

Если во власти кто-то реально хочет либерализации, необходимо понять, что опираться для этого на людей, еще вчера занимавшихся «отмыванием» авторитаризма, глупо. У этих людей отсутствуют новые идеи, демократизация России попросту не их бизнес. Реальному движению к демократизации помог бы диалог со здоровыми альтернативными силами, пусть и критически настроенными к власти, но готовыми соблюдать принципы цивилизованной политической конкуренции.

Но для перехода к сотрудничеству с ними нужна политическая воля. У Дмитрия Медведева ее не просматривается – пока он проявляет себя слабым лидером. Хотя по итогам двух месяцев президентства Медведеву удалось отвоевать неплохие аппаратные позиции, тем не менее незаметно, чтобы он реально был готов и стремился воспользоваться ими с целью что-то изменить, а лояльные персонально ему люди представляли бы собой хоть какую-то интеллектуальную и аппаратную силу.

При подобном развитии событий Медведев не сможет выйти за рамки отведенной ему роли номинального президента, а мечты некоторых о либерализации сверху так и останутся мечтами.