Маркус Миле: «Нам не чужды дискуссии и споры», - Маркус Миле, управляющий партнер и совладелец Miele

Почему две семьи, владеющие Miele, не хотят продавать компанию и как изменится бытовая техника через 5–10 лет, рассказал управляющий партнер Miele Маркус Миле
Д. Гришкин

1998

начал карьеру контролером по финансам в компании Hella, занимающейся дистрибуцией автомобилей

1999

начал работу в Miele в подразделении исследований и разработок

2002

стал членом правления и управляющим партнером Miele

Miele & Cie

производитель бытовой техники. Выручка – 2,74 млрд евро (2006/2007 финансовый год, окончился 30 июня). Владельцы – семьи основателей компании Миле и Цинканн. Miele основана в 1899 г. Производит различное моечное оборудование (в том числе промышленное), духовки, микроволновые печи, кофемашины и др. Компании принадлежит 11 заводов – восемь в Германии, по одному в Австрии (производит дополнительные принадлежности для профессионального оборудования), Чехии (стиральные машины с вертикальной загрузкой) и Китае.

Одна из старейших немецких фирм – Miele по сей день управляется потомками отцов-основателей Карла Миле и Райнхарда Цинканна. В компании свято чтят память предков-изобретателей, которые начинали бизнес с производства молочных сепараторов, а в итоге первыми в мире изобрели стиральную машину (см. врез). На российском рынке Miele работает уже 10 лет, и правнук Карла Миле – Маркус называет его одним из самых перспективных для компании.

– Что представляет собой компания сейчас?

– Компания имеет сбытовые отделения в 41 стране мира, последнее было открыто в начале этого года в Новой Зеландии, а первое – в 1931 г. в Швейцарии, первое сбытовое общество за пределами Евразии – в 1980 г. в Австралии. В штате компании – более 16 000 человек, из них примерно 10 000 работает в Германии.

– Как известно, Miele до сих пор руководят наследники основателей компании Карла Миле и Райнхарда Цинканна. Почему руководство ведется именно таким образом? Вы что, ни разу не ссорились?

– Мы с г-м Цинканном никогда не ругаемся. Мы владельцы компании и оба управляющие партнеры. Однако все мы люди, и нам не чужды дискуссии и споры. Конечно, важно суметь донести и отстоять свою точку зрения, но не менее важно уметь услышать друг друга. Мы никогда не заканчиваем дискуссию, не придя к единому мнению. Компания растет из года в год. Когда мой отец и Петер Цинканн приняли на себя обязанности по управлению компанией, на предприятиях Miele в мире работало 3000 сотрудников, сейчас их число в разы больше. Очевидно, что нам потребовалось менять структуру управления. Так что мы разделили полномочия и ответственность. Сегодня компанией управляют пять членов правления: Хорст Шубель (финансы и контролинг), д-р Эдуард Зайлер (научно-исследовательские и инженерные разработки), д-р Рето Бацци (маркетинг и сбыт), д-р Маркус Миле и д-р Райнхард Цинканн. Я больше работаю в контакте с д-м Зайлером, а г-н Цинканн сотрудничает с д-м Бацци.

– А в каких долях ваши семьи владеют компанией?

– Точного разделения я вам не назову. Компания принадлежит обеим семьям почти в равных долях, у семьи Миле незначительный перевес. Но мы уже много лет назад пришли к решению, что все наши действия всегда будут приниматься обеими семьями, можно сказать, что мы выступаем как одна семья. К тому же ни я, ни Райнхард не являемся единоличными владельцами компании. Около 70 человек из обеих семей – собственники компании.

– Нет ли у вас планов вывести компанию на биржу или продать ее долю стратегическому инвестору? Ваш отец ранее категорически отрицал такую возможность.

– Я вас не удивлю. Мы не хотим выходить на биржу и не собираемся продавать наше предприятие. Наш лозунг – «Органический рост». Когда человеческий организм развивается слишком быстро, это, как правило, нехорошо для него. Так же быстро развиваются раковые клетки. Такие болезни нашей компании не нужны, поэтому мы используем только собственные средства для развития компании, например для модернизации заводов или открытия новых отделений. Мы развиваемся не так быстро, но это позволяет нам гарантировать, что мы сегодня, как и прежде, обеспечиваем качественное обслуживание того премиального сегмента рынка, который представляем. Это находит свое отражение и в нашей оргструктуре, и в системе обучения персонала и т. д. «Органическое постепенное развитие» – этот рецепт успешно действует уже в течение 109 лет.

– Кто ваши основные конкуренты в Европе и на мировом рынке?

– Это все крупные производители белой бытовой техники, их имена известны. У каждого из наших типичных конкурентов есть премиальные продукты, в Европе мы конкурируем с концерном BSH (Bosch und Siemens Hausgerate), Indesit Company, Electrolux, есть и сильные корейские производители – LG, Samsung, итальянские производители. Но я бы взглянул на эту проблему шире, ведь мы рассматриваем конкурентов не только в нашей отрасли. Покупатель может стоять перед выбором – отремонтировать только комнату или только кухню. В этом случае нашими конкурентами могут стать, например, производители премиальной мебели, которые наряду с нами борются за кошелек одного и того же клиента. Я имею в виду конкуренцию на уровне альтернативных товаров. Когда у человека есть фиксированная сумма, он вынужден выбирать, на что ее лучше потратить. И конечно, к технике Miele, как к премиальному, дорогому продукту, клиент предъявляет особенно высокие требования.

– Как распределены ваша доля и доли конкурентов в Европе?

– Все зависит от страны, как долго там работает наша компания, от сегмента рынка и продуктовой группы. Наша доля может колебаться от 1–2% на новых рынках, в странах, куда мы только пришли, и составлять до 25–35% по отдельным продуктовым группам. Например, в Австрии, где отделение было открыто еще в 1954 г., наши позиции крайне сильны, в сегменте белой техники мы контролируем более 25%.

– А в чем ваше конкурентное преимущество и в чем вы все-таки проигрываете соперникам?

– Главным аргументом против конкурентов является долговечность нашей техники и инновации. Мы не выпускаем брак, тестируется каждое изделие. Все приборы испытываются на 20-летний срок службы, и во многих странах это является важным аргументом для продаж. С другой стороны, Miele остается пионером в инновациях. Например, одна из последних новинок – сотовый барабан в стиральных машинах. Благодаря особой сотовой структуре его поверхности между барабаном и бельем образуется водяная пленка, по которой скользит белье. При отжиме значительно сокращается возникновение затяжек на ткани, так как отверстия барабана имеют уменьшенный диаметр.

– Вы довольны финансовыми результатами, которых достигли в прошлом году? Каковы планы на этот год?

– Мы довольны результатами, которых достигли в прошлом году. Оборот составил 2,74 млрд евро. Наш рост за прошлый год – 7,8%.

– А какая часть оборота приходится на Россию? Насколько этот рынок важен для вас? Какие еще страны перспективны?

– Российский рынок для нас крайне важен. В прошлом году Россия вошла в десятку ведущих отделений Miele по всему миру, в десятку крупнейших рынков Miele входит Германия, за ней следуют Нидерланды, Великобритания, США, Франция, Австрия, Бельгия, Австралия и Италия. Сегодня наибольший потенциал для роста продемонстрировали Россия, страны СНГ и вся Восточная Европа – от Чешской Республики до Венгрии и Польши. Дочерние компании Miele в Австралии, Японии, США, Канаде и ЮАР заявили об улучшении своих экономических показателей. Прекрасный результат был продемонстрирован также на молодых рынках, начиная от Гонконга, Сингапура, Объединенных Арабских Эмиратов и заканчивая Мексикой. На втором месте по уровню прироста оборота находятся сбытовые общества Miele в Скандинавии и Северной Европе (Норвегия, Дания, Финляндия, Ирландия, Великобритания и Швеция). То же место по приросту оборота занимает и Южная Европа, простирающаяся от Испании и Италии. Отличные результаты были достигнуты в странах Центральной Европы, на которые приходится 60% оборота группы Miele. В этом регионе Miele очевидно опережает конкурентов в вопросах рыночного роста. Miele укрепила свои позиции в Германии, Нидерландах, Бельгии и Швейцарии. Если говорить о конкретных цифрах, то за прошлый год в России мы реализовали технику на 120 млн евро в розничных ценах, что составляет примерно 3–4% от общего оборота компании. С точки зрения перспективы для нас привлекательны страны Азии. В Китае, куда мы пришли четыре года назад, наш бизнес развивается довольно успешно. Рост оборота за прошлый год составил здесь более 100%, но в абсолютных цифрах оборот пока небольшой. Сейчас мы работаем над открытием отделения в Индии. Но мы растем не только в новых странах, но и тех, где мы представлены уже долгое время, например в Австралии. Россия тоже принадлежит к очень динамично развивающимся, но старым для нас странам. В качестве перспективных направлений развития мы рассматриваем страны Южной Америки. Мы уже представлены в Чили (отделение было открыто в марте 2007 г.), присматриваемся к рынкам Аргентины и Бразилии.

– Некоторые эксперты и производители говорят, что в России рынок электроники и бытовой техники стагнирует. Вы согласны с этим мнением? Пересматривала ли Miele планы по развитию компании в России? Каковы планы по развитию бизнеса на российском рынке в ближайшие два года?

– Судя по росту продаж нашей компании, рынок [в России] не стагнирует, а, наоборот, развивается столь же динамично, как и в прошлом году (по данным РАТЭК, в 2007 г. оборот российского рынка электроники и бытовой техники составил $13 млрд, динамика роста – 15%. – «Ведомости»).

15%-ный рост рынка нельзя назвать стагнацией, и показатели наших продаж превосходят эту статистику. Мы растем быстрее рынка. Что касается будущего, то я надеюсь, что рынок будет расти так же, как и прошедшие два года. Каждый раз, когда я приезжаю в Москву, мы сталкиваемся с необходимостью переезда в новое помещение, потому что прежних площадей перестает хватать.

– Нет ли у вас желания наладить производство техники в России, как это уже сделали ваши конкуренты?

– Таких планов нет. Все наши заводы расположены в Германии. Я считаю, что только так мы можем обеспечить качество наших продуктов.

– Каким образом техника Miele попадала в Россию до введения прямых контрактов? Как обстоит дело сейчас?

– С самого начала, еще 10 лет назад, выходя на российский рынок, мы решили действовать абсолютно легально и прозрачно. Miele, наверное, единственная, кто платил всегда и все таможенные пошлины. Нас интересовала долгосрочная стратегия, и это себя оправдало. 10 лет назад мы зарегистрировали в России ООО «Миле СНГ». Это и есть единственный импортер нашей техники на российском рынке. Мне известно, что в Таможенном комитете России этот импортер на очень высоком счету. Так что цепочка поставки крайне проста: техника производится на заводах в Европе, через наше дочернее отделение доставляется на склад в Россию. В Подмосковье мы арендуем около 10 000 кв. м. Оттуда техника отгружается дилерам.

– Ваш предок Карл Миле известен во всем мире как изобретатель стиральной машины. Вам лично есть чем гордиться?

– Честно говоря, я не настолько изобретательный, как мой прадед. Хотя у меня есть один патент в посудомоечных машинах.

– Можете ли вы сделать прогноз на ближайшие 5–10 лет, появятся ли какие-то новые технологии приготовления еды или мытья посуды?

– Думаю, что все производители все больше и больше будут использовать сенсоры – речь идет и о приборах по уходу за бельем, и о технике для приготовления пищи. Больше будет автоматических программ, которые сами смогут контролировать процессы. Управлять приборами будет проще – я говорю о функции управления при помощи одной кнопки. Панели управления станут более простыми. Я с ужасом вспоминаю старые видеомагнитофоны, одно время они были настолько сложными, что ими стало невозможно управлять.

– Встречались ли вы лично с кем-либо из российских властей? Какое впечатление производит на вас как на инвестора российская власть после президентских выборов?

– У меня нет никаких знакомств в русском правительстве. Однако надеюсь, что они знакомы с нашей маркой и кто-то из руководства вашей страны пользуется дома приборами Miele. Если говорить о выборах, то для меня как для инвестора важно, чтобы Россия стабильно развивалась. Новое правительство такие перспективы обещает.

– У вас есть дети? Чем они занимаются? Будут ли вовлечены в семейный бизнес? Каким образом? Хотят ли они продолжать семейное дело?

– У меня сын и дочь. Но они пока слишком малы, чтобы понять, чем будут заниматься в этом мире. Все будет зависеть от их способностей и талантов. Мой отец всегда говорил, что я должен заниматься тем, что нравится и что я умею. Они могут стать знаменитыми артистами или талантливыми художниками. Для меня как для отца и владельца компании это было бы лучше, чем если бы они стали плохими менеджерами. Хотя я искренне верю, что мои дети продолжат семейное дело. Что касается моих хобби, то моим главным пристрастием является моя семья, с которой я провожу все свободное время. Еще занимаюсь спортом: играю в гольф и плаваю.

Уникальная история

«Фирма Miele была основана в 1899 г. Карлом Миле (слева) и Райнхардом Цинканном (справа), и до настоящего времени обе семьи владеют и управляют предприятием. В конце XIX в. наша семья жила в деревушке Херцеброк и сталкивалась со всеми трудностями быта. Взять хотя бы ручное производство сливочного масла. Мой прадед Карл придумал весьма инновационную для того времени идею, чтобы работа шла легче: создал новую конструкцию маслобойки, прибор представлял собой маленькую дубовую бочку со смесителем. Тогда же он познакомился с Райнхардом Цинканном – разъезжим коммивояжером. Они подружились и создали совместный бизнес. Имея в распоряжении 11 человек, четыре токарных станка и одну дрель, фирма всего за месяц разработала и выпустила в продажу первый ручной сепаратор «Метеор». Начав с производства молочных сепараторов и стиральных машин, работающих по аналогичному принципу, фирма производила велосипеды (1924–1960 гг.), мотоциклы и даже автомобили (1912–1914 гг.). Первая посудомоечная машина в Европе была изобретена Miele в 1929 г., правда, стоила она тогда столько же, сколько зарабатывал бургомистр за два года. У фирмы не было достаточно ресурсов, чтобы одновременно выпускать и велосипеды, и автомобили, и бытовую технику. Ей пришлось сосредоточиться на выпуске только бытовой техники».