Ориентиры: Сервис «минус 2 звезды»

СОЧИ – Побывать в Сочи я хотела давно. Посмотреть на бывшую всесоюзную здравницу, а ныне город олимпийской надежды. Командировка образовалась в конце июня – коллеги из CRE вручали в Сочи премию имени себя, а заодно провели саммит, посвященный региональной недвижимости. Местом для проведения мероприятия была выбрана гостиница «Рэдиссон САС Лазурная», крутейший сочинский отель. Стандартный номер в сезон здесь стоит около 7000 руб. в сутки. Организаторы забронировали почти все и продавали участникам саммита комнаты как минимум на 1500 руб. дороже. Но не стоит упрекать коллег – заработать за счет других сочинцы любят не меньше.

Город похож на базарную торговку, продающую ставший вдруг дефицитным товар: надо тебе – так бери и не торгуйся, цена не устраивает – найдем того, кто купит. Реклама недвижимости везде: на улицах, домах, даже на посадочном талоне твоего самолета. Сочинский аэропорт – это отдельная песня. Он состоит из нескольких павильонов, похожих на кооперативные ларьки начала 90-х гг. прошлого века. Электронное табло с указаниями рейсов заменяет усталая женщина в справочном бюро, спрятанном в одном из таких ларьков.

В Сочи преследует впечатление back to the USSR. Нормально провести в Сочи отпуск способны или йоги (с их отрешенностью от земных проблем), или наши люди, достигающие того же самого путем принятия ударной дозы алкоголя.

Хотя хорошо отдохнуть в Сочи можно, если денег не жалко. В той же «Лазурной» есть номера по 30 000 руб. за ночь, а в престижных ресторанах перед заказом с вас возьмут депозит в 15 000 руб.

Официанты и консьержи в гостиницах смотрят на клиентов усталым взглядом и оживляются только тогда, когда смекают, как тебя обсчитать. Но хамоватее всех местные таксисты. Сочинские «автомобилевожатые» не постесняются взять двойной тариф… за транспортные пробки. Мотивировка: мы туда вас за 10 минут отвезем, но обратно-то нам около часа ехать. На предложение подождать этот час и вместе вернуться – чтобы оправдать завышенную цену не только в собственных глазах, но и в глазах клиента – отвечают отказом. Вообще, торговаться и заявлять о своем праве получить за собственные деньги адекватный сервис не принято – ни к чему, кроме трепки ваших нервов, это не приведет. Хамят не только таксисты.

Позиция всей местной сферы услуг тверда, как галька на пляже: или соглашайся на наши условия, или уходи. Их кредо – «мы вам ничего не должны, это вы сюда приехали, поэтому нам деньги просто так давайте». И это несмотря на высокую конкуренцию (или, может, из-за нее?). Как пошутил знакомый девелопер, настрой у сочинцев такой: «денег нет, но работать не хотим, и каждый день праздник».

К 2014 г. городская администрация обещает, что доход каждого сочинца вырастет втрое – это одна из стратегических целей развития столицы будущей Олимпиады. Местной власти удалось выбить из федерального и краевого бюджетов еще 22 млрд руб. (дополнительно к ранее определенным 313,9 млрд руб.) – специально на развитие инфраструктуры города-курорта. То, что она дышит на ладан, было ясно задолго до исторического заявления МОК. Перебои с водой и электричеством для Большого Сочи – нормальное явление. Например, в день моего приезда и заселения в гостиницу «Сочи-бриз» в номере не было горячей воды, а в день отъезда не было света. Из-за гроз и ливневых дождей обрываются линии электропередачи – все пять существующих проходят по горному массиву. В общем, нужна даже не модернизация и реконструкция, а создание заново инженерии и всего ей сопутствующего.

Центральный сочинский пляж – для сильных духом и телом. Местные купаться в море почти не ходят. Лежаков не найдешь, зато прямо в гальку вмонтированы рекламные щиты жилых домов и коттеджных поселков. Визитная карточка города – центральная набережная вся утыкана этой рекламой и летними кафешками: либо пустующими, либо закрытыми (конкуренция, однако). На основной части набережной подходы к морю намертво забаррикадированы этим общепитом. Рядом с ней строятся несколько жилых комплексов и стоят заброшенные дома – видно, девелопер начал, но не успел согласовать. Весь город – это большая стройка. Некогда прекрасные сочинские виды теперь загораживают строящиеся высотные здания и башенные краны.

Все, кто может, спешат сделать деньги на местной земле. Земля – она все стерпит. Но, разрушая природу и уникальный климат Сочи, можно потерять гораздо больше, чем приобретешь. Деньги ведь не заменят ни чистого моря, ни зеленого леса.

Власти хотят увеличить к 2014 г. туристический поток в Сочи на порядок. Но когда исчезнет мощный стимул вроде Олимпиады, в сухом остатке для приезжих будет все тот же немудреный сервис. Менталитет сочинцев вряд ли исправит даже гибель Черного моря и потеря городом статуса курорта.