Новинки книжных развалов


Гайдзин на службе в Mitsubishi.

Японский менеджмент глазами европейца: шокирую­щая правда

Найал Муртаг

М.: Добрая книга, 2008. 384 с.

Ирландец Найал Муртаг сделал былью «свою японскую мечту». В его версии это были симпатичная «жена, корпоративная квартира и велосипед, чтобы добраться до станции». Компания Mitsubishi, по словам Муртага, стала частью этой мечты.

В ней все не как у нас: работники, приходя в офис, меняют «свои черные кожаные туфли на шлепанцы или сандалии»; «зарплата президента большой корпорации, такой как одна из компаний Mitsubishi, в 10 раз больше, чем у самого низкооплачиваемого нового сотрудника»; компания предлагает работникам «субсидирование членства в спортивных клубах, курорты, дешевые займы на покупку дома или квартиры, дешевые билеты на бейсбольные и футбольные матчи, денежное пособие на детей и членов семьи в случае болезни».

Какая правда из вышеперечисленного может «шокировать» читателя? Вряд ли удивительным покажется и то, что в Mitsubishi используют названия должностей на основе букв английского алфавита или что женщин там называют «безвозмездные работники» и у них «мало шансов подняться выше менеджеров нижнего уровня, но зато никто и не ждет, что они будут работать столько же, сколько настоящие работники». Скорее всего такое название – радостный вопль человека, вырвавшегося на свободу: Муртаг быстро поднялся в компании до уровня судзи, или С-класса (от английского chief – начальник), и застрял там навсегда. А когда захотел «незаметно» уволиться, все же решил «убедить своих боссов заблаговременно». Обретя вторую родину и создав японскую семью, он не хотел конфликтов и знал, что если в японской компании «кто-то увольняется, то в последнем письме всегда пишет, что его расставание с компанией дружеское, согласованное с обеих сторон, никаких претензий, никаких проблем, все счастливы».

Как и увольнение Муртага, книга производит двойственное впечатление: с одной стороны, там подробно описывается удачная карьера европейца в Стране восходящего солнца; с другой – в ней красочно изложен японский стиль менеджмента, скопировать который невозможно, хотя героем для японских руководителей, как пишет автор, стал легендарный Джек Уэлч.

Чтобы сотрудники вашей компании, у которых не дойдут руки до книги Муртага, составили представление о «правде» японского менеджмента, советую разослать им цитату о том, какими должны быть менеджеры компании Mitsubishi: «Вы не только должны заботиться о младших сотрудниках, но и указывать направление своему начальству и быть готовыми самим стать лидерами, когда придет время. Вы должны доводить исследования до конца. Так много идей умирает в Долине смерти, расположенной между исследовательской лабораторией и производством, а продукция так и не выпускается. Ваша задача – пробраться через эту долину».