Имейте хотя бы совесть

Увольнение никогда не проходит легко, даже если знаешь, что оно грядет. Но когда увольнение граничит с оскорблением, оно обрастает легендами

Взять, например, Уилли Рэндолфа, менеджера бейсбольной команды Mets, уволенного в прошлом месяце среди ночи во время поездки на Западное побережье. Некрасивые увольнения в корпоративной Америке, возможно, не так активно обсуждаются в прессе и за ними не так внимательно следят, как в случае с менеджером бейсбольной команды, но ущерб от них может быть гораздо больший, и не только для уволенного сотрудника. Они могут испортить репутацию компании среди партнеров по бизнесу, покупателей и клиентов, затруднить привлечение и удержание талантливых сотрудников, говорят специалисты в области труда.

Бездушное увольнение «дает понять, как мы относимся к сотрудникам», говорит Джули Фриман, президент Международной ассоциации бизнес-коммуникаций со штаб-квартирой в Сан-Франциско: «Создается эффект волны».

Без объяснений

В начале этого года одна технологическая компания уволила вице-президента через месяц после того, как он начал работать. Он уже переехал на другой конец страны и собирался перевезти семью, когда узнал эту новость. По какой причине от него избавились? Менеджеры отказались от планов на новое направление бизнеса, которое он должен был возглавить.

«Он страшно побледнел», услышав об этом, рассказывает Сатиш Джха, организационный консультант, находившийся в тот момент в компании и ставший свидетелем увольнения. Джха говорит, что был удивлен таким шагом, потому что компания потратила несколько месяцев, уговаривая человека перейти к ним с аналогичной должности. После этого инцидента сам Джха решил прекратить 10-летнее сотрудничество с фирмой.

Для некоторых профессионалов увольнение кажется наиболее оскорбительным, когда для него нет разумного объяснения. Джим Пик из города Марблхед, штат Массачусетс, рассказывает, что в начале своей карьеры был уволен из отдела продаж после двух месяцев работы без всяких объяснений. Он хорошо справлялся с работой, заключал сделки и заработал компании $250 000 – намного больше, чем входило в его задачу. Человек, увольнявший его, недавно назначенный вице-президент, сказал, что не знает причины увольнения, вспоминает Пик.

Последняя просьба

Хотя встреча в последнюю минуту кому-то может показаться не самым ужасным методом увольнения, для сотрудников, работающих в удаленных офисах, это действительно может быть ужасно. В 2001 г. молодая компания из Кремниевой долины попросила приблизительно 50 сотрудников явиться на собрание в офис на следующее утро, не указав причины. По прибытии они узнали, что в этот день компания закрывается. «В одно утро ты просыпаешься, у тебя есть работа и ты в безопасности, а на следующий день у тебя выбита почва из-под ног», – говорит Маргарет Робертс, оказавшаяся в числе уволенных.

Она и ее коллеги работали в основном в офисах клиентов и понятия не имели, что у компании проблемы. «Мы были в шоке», – вспоминает она.

Иногда сотрудников возмущает то, как им сообщают об увольнении. Эми Сингер, корпоративный консультант, как-то раз перед обедом получила от работодателя по электронной почте письмо с указанием позвонить по телефонному номеру, начинавшемуся с 1-800. Позвонив, она услышала запись, в которой говорилось о том, что компания, небольшая технологическая фирма, закрывается и все сотрудники должны ее покинуть. «Это было бесчеловечно, – говорит Сингер. – Людям даже не выдали коробки, куда сложить вещи. Мы их складывали в корзины для мусора».

Бездушный впечатлительный

Хотя это и бесчеловечно, некоторые менеджеры при увольнении все же прибегают к помощи электронной почты или голосовых сообщений, чтобы избежать эмоциональных взрывов, говорит Кэрри Халми, консультант руководителей высшего звена из Оакланда, штат Калифорния. «Многие боятся, что человек начнет плакать», – объясняет Халми. Другие менеджеры сами слишком впечатлительны. «Они чувствуют себя виноватыми», – говорит она.

Бездушные методы увольнения могут плохо сказаться на атмосфере в компании и затруднить поиск новых сотрудников. «Мы пытаемся найти лучших менеджеров из уменьшающегося числа кандидатов», – говорит Крис Морган, управляющий партнер и основатель компании Lantern Partners из Чикаго, занимающейся подбором руководящих кадров. «Если компания широко рекламирует себя и работает в индустрии, где конкуренция высока, небрежное увольнение может плохо сказаться на ее способности привлекать лучших специалистов».

Существуют ли хорошие методы увольнения? Специалисты считают, что менеджеры должны увольнять сотрудников по возможности лично, в идеале – с глазу на глаз и в конце рабочего дня, говорит Фриман: «Этим вы демонстрируете сочувствие. Человеку нужно собрать вещи, и, возможно, ему не хочется, чтобы это видели коллеги».

Фриман также рекомендует сказать о причине увольнения. «Люди лучше принимают плохие новости, если думают, что это справедливо», – говорит она.

У некоторых работодателей есть целая политика увольнения сотрудников, другие проводят для менеджеров специальные семинары. «Мы учим менеджеров, которым предстоит проводить увольнения, не превращать их в эмоциональное выяснение отношений», – говорит Боб Уилсон, директор по персоналу компании Elliott Davis PLLP из города Гринвилл, штат Северная Каролина. «Никогда не стоит забывать, что перед тобой, во-первых, человек, во-вторых – бывший коллега», – уверен Уилсон.