Скидки за имя

Чтобы привлечь в Петербург новых ритейлеров, девелоперы предлагают им пониженные арендные ставки и соглашаются делить риски
Е.Кузьмина

В погоне за новыми арендаторами владельцы бизнес-центров готовы идти на риск. В практику девелоперов входит комбинированная арендная ставка, включающая фиксированную часть и процент от оборота. Первыми такую систему оплаты аренды начали использовать в Петербурге иностранные девелоперы, в частности ТРК «Мега» (проект шведской IKEA), вспоминает консультант петербургского офиса Jones Lang LaSalle Станислава Билень. Теперь ее используют практически все петербургские девелоперы, говорит директор департамента маркетинга девелоперской компании «Макромир» Илья Гамов.

Российское представительство сети гипермаркетов DIY OBI арендует у IKEA два магазина по 10 000 кв. м, за которые платит девелоперу фиксированную арендную ставку и определенный процент с оборота магазина, рассказывает менеджер российского представительства OBI. В российском представительстве IKEA отказались от комментариев.

Как правило, арендатор платит девелоперу 7–10% от оборота в зависимости от вида деятельности и площади, а для якорных арендаторов ставка может быть снижена до 2%, говорит Билень. Этот показатель обычно колеблется в пределах 7–12%, утверждает директор департамента торговых помещений «Knight Frank Санкт-Петербург» Арина Сендер.

Некоторые девелоперы устанавливают для своих арендаторов фиксированную арендную плату, а если процент от оборота ее превышает, арендатор доплачивает разницу. Такая система распространена, в частности, в ТРК «Радуга» (девелопер Vinci), говорит советник по юридическим и коммерческим вопросам Vinci Игорь Евдокимов. Размер фиксированной ставки он не раскрывает, а ставка от оборота составляет от 3% до 15% в зависимости от площади и вида деятельности арендатора.

При такой системе фиксированная ставка в 5–7 раз ниже рыночной, говорит Сендер. Подобная система оплаты аренды самая привлекательная для арендаторов, считает директор по маркетингу российского представительства Adidas Дмитрий Биневский. «Успех магазина в торговом центре сильно зависит от успешности торгового центра. При такой схеме девелоперы активнее продвигают свои торговые центры», – уверен менеджер.

Система выгодна для арендаторов, согласна Сендер. «При ней девелопер и магазин плывут в одной лодке. Они заинтересованы в успехах друг друга», – рассуждает она. Процент от оборота, который выплачивается при превышении фиксированной ставки, Гамов называет «премией девелоперу за успешность расположения и концепции ТРК».

В чистом виде оплата по проценту от оборота встречается крайне редко, рассказывает Сендер. По ее словам, такое могут себе позволить только крупные западные ритейлеры.

По данным Colliers Iternational, арендные ставки для якорных арендаторов составляют $100–550 за 1 кв. м в год. А для арендаторов торговой галереи – $500–3000 за 1 кв. м в год. Скидки для арендаторов, которые впервые выходят на петербургский рынок, по словам Сендер, могут достигать 30%. С ней согласна Билень.

«У известных западных брендов, которые хотят арендовать помещения по 3000–3500 кв. м и являются ключевыми в концепции ТРК, есть возможность получить более лояльные условия. Эту практику диктует рынок», – рассуждает Гамов. С ним согласен менеджер одного из иностранных девелоперов, строящих в Петербурге ТРК.

Рынок торговых площадей в Петербурге приближается к заполнению. Петербург – лидер в России по заполненности ТРК, обеспеченность торговыми площадями в 1,5 раза превышает московскую, говорит директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers Int. Николай Казанский. Но по сравнению с Европой, по его словам, потенциал для развития еще есть. Торговым комплексам не хватает новых арендаторов, констатирует Сендер.