Чужое больше не продается

Конституционный суд разрешил распродавать вещественные доказательства только по приговору суда и рекомендовал отдавать их на хранение владельцам

До вчерашнего дня следователь после осмотра вещественных доказательств мог передать их на реализацию Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) – хранить крупногабаритные вещи или большие партии товаров было накладно.

Вольное обращение с чужим имуществом обжаловал в Конституционном суде (КС) предприниматель Владимир Костылев. Его вертолет Bell 407, стоивший около 14 млн руб., в ноябре 2005 г. был изъят как вещдок по делу о контрабанде, хотя сам Костылев по делу не проходил. Через полгода следователь отправил вертолет на реализацию, постановление Пресненского райсуда Москвы подтвердило его решение.

Вчера КС решил, что передача имущества на реализацию по постановлению судьи или следователя не соответствует Конституции – только по вступившему в законную силу приговору суда. Если у следствия нет возможности хранить вещдоки, КС рекомендует либо фотографировать их и опечатывать на изначальном месте хранения, либо возвращать владельцу все, за исключением одного образца.

Приговор – плод судебного процесса с гарантией защиты прав обвиняемого, постановление же – рутинное решение по частному вопросу, объясняет разницу адвокат Алексей Мельников.

Предприниматели прозвали явление «товарным рейдерством». У «Евросети», например, сотрудники МВД изъяли 167 500 телефонов Motorola на общую сумму $19 млн. Их признали вредными для здоровья, а затем московская прокуратура возбудила уголовное дело о хищении части якобы уничтоженных телефонов. Компания Ultra была обвинена в продаже «неправомерно изъятого и похищенного товара» компаний «Санрайз» и «Компоненты и системы». Суд признал незаконными изъятие техники и ее распродажу, Ultra утверждала, что лишь приобретала изъятое милицией.

КС решил проблему, которую не могут решить законодатели. В прошлом году депутаты внесли законопроект, по которому разрешить продажу вещдоков может только суд, но не успели его принять. По словам представителя РФФИ, фонд и ранее предлагал разрешить продажу вещдоков только по решению суда. Представитель МВД обещает исполнять решение КС.

Решение КС поможет немного снизить коррупцию, считает совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин, но лучше бы это сделали раньше, тогда бы удалось избежать многих трагедий. Теперь важно, чтобы также были внесены соответствующие законодательные изменения, говорят Чичваркин и гендиректор компании «Компоненты и системы» Сергей Цыбаков.

Костылев сейчас обжалует в Мосгорсуде решение Таганского районного суда об отказе в истребовании вертолета. Благодаря позиции КС оно наверняка будет отменено, радуется представитель Костылева Наталья Опимакова. По ее данным, сейчас вертолет находится в Германии и принадлежит фирме, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.