Игра в связке

В документальном фильме «Марадона» Эмир Кустурица рассказал о футболисте, наркомане, любящем отце, революционере и актере

Кустурице дали прозвище «Марадона кинематографа». Оправдывая его, режиссер в начале фильма сообщает, что он и впрямь в душе Марадона. От такого кинематографиста было бы странно ждать просто документального фильма о таком футболисте. Кустурице важно показать, что он тут не в качестве документалиста, скрывающегося за камерой, репортера, выводящего на чистую воду мировую знаменитость. Он – в кадре, он – в игре. И эпизод, где Марадона и Кустурица играют в пас, – не аттракцион на публику, а принципиальный и ясный образ. И весь фильм держится на эпизодах-образах. А Кустурица не только сравнивает себя с футболистом, но и его – с героями своих фильмов.

Наконец Марадона им стал. И кино получилось плакатно-ярким, как революция, и оглушительным, как концерт Sex Pistols.

Все тут вроде бы на поверхности. Кустурица делает концептуальный портрет, последовательно создает образ футболиста-борца, победившего в 1986 г. на чемпионате мира не просто сборную Англии, а Великобританию как страну, как врага Аргентины. Режиссер четко говорит, что если бы Марадона не играл в футбол, то стал бы революционером.

Отчасти и стал. Фильм нашпигован решительно некорректными, антиамериканскими и антиглобалистскими заявлениями. Так же плакатно и даже местами гротескно Кустурица рисует и образ Марадоны-божества, которому поклоняется вся Латинская Америка и чей фан-клуб устроен как церковь.

Кустурица снимал свой фильм, один из лучших кстати, около двух лет. Он начал в 2005 г., на следующий год после того, как Марадона едва не умер. Он снимает его в тот момент, когда история с наркотиками только-только закончилась и начались проблемы с алкоголем и табаком. Он видит того Марадону, который только недавно стал большим другом Фиделя Кастро. Он видел, как футбольный идол выступал на одной трибуне с Уго Чавесом. Он был в Неаполе, когда фанаты устроили такой бурный прием, что испугали даже самого Марадону. Вместе они участвуют в акциях протеста против приезда Буша в Аргентину. Еще и поэтому режиссеру важно мелькать в кадре. Он очевидец и соучастник.

В фильме видишь одного Кустурицу и как минимум трех не очень похожих друг на друга Марадон. За два года, пока собирался материал, футболист похудел килограмм на 40. Он радикально меняется внешне – но каким фантастически цельным остается! Цельным человеком и не менее цельным и последовательным актером, отлично понимающим свою роль в истории, который всю свою жизнь играет один грандиозный матч-спектакль и искренне верит в свое великое предназначение. Кустурице был важен не просто бунтарь или идол. Ему был важен масштаб личности, проявляющейся с одинаковой силой на стадионе и дне рождения дочери.

Двенадцатилетний футболист-вундеркинд говорит, что будет играть за сборную Аргентины и в ее составе выиграет чемпионат мира. В самом начале фильма режиссер сообщает своим помощникам: «У нас будет отличный фильм». Они играют в пас. И мало у кого так получается.