В союзе с расточителем

Во многих семьях спорят о расходах. Особенно если один из супругов чрезмерно расточителен, а другой, напротив, прижимист. Что делать, если твой партнер по браку оказывается безудержным транжирой?

По ту сторону. Елена Суслова

Психолог центра «На Пятницкой». «Жизнь со скупцом тоже не мед. Женщины мне часто жалуются на мужей, которые их «не любят, выделяют мало денег». Для них унизительно постоянно просить деньги. Чтобы попытаться разрядить обстановку, я советую сначала четко определить, что именно вы хотите получить, и затем добиваться этого, аргументированно обсуждая расходы».

В некоторых семьях эта проблема грозит разрушить брачные узы, зачастую конфликты вокруг трат становятся причиной озлобленности, пагубно отражаются на финансовом положении и разрушают доверие в семье. Хуже всего, когда один из супругов раз за разом проявляет безответственность, тратя средства самым непредсказуемым образом.

Но почему? Психологи утверждают, что отношение к деньгам – индивидуальная особенность каждого человека, которая может проявляться постоянно или в определенных ситуациях. «Почти в каждой семье один из супругов более расточителен, чем другой», – замечает руководитель интернет-проекта «Психотерапия и консультирование», семейный психолог Ольга Мартынова.

Кто в доме хозяин?

«Нередки ситуации, когда вторая половина раздражается просто потому, что не контролирует действия своего партнера, а не потому, что в семье не хватает денег из-за действий транжиры. Часто вопрос, кто будет тратить деньги, – вопрос борьбы за власть в семье», – рассказывает психолог центра «На Пятницкой» Елена Суслова.

А гендиректор консультативной компании «ММ-класс» Марина Мелия добавляет, что жены богачей зачастую потратят солидные суммы, чтобы продемонстрировать окружающим свою финансовую независимость и показать, что могут свободно распоряжаться семейными деньгами. Психолог вспоминает, как супруга одного состоятельного бизнесмена в присутствии своих подруг купила сразу несколько шуб одного известного дизайнера. «Зачастую продавцы, метрдотели, официанты пользуются этой слабостью людей, провоцируя такого зависимого от чужого мнения человека на большие траты», – говорит Мелия.

Осознать ошибку

И все же любую конфликтную ситуацию можно если не исправить, то по крайней мере улучшить. Главное – обоюдное желание и адекватная оценка своих поступков.

«Сама иногда понимаю, что мне не нужно шесть белых блузок, но не могу удержаться», – признается Евгения Назина, консультант по PR из Москвы.

Если транжире трудно самому контролировать свои расходы, второй половине следует помочь.

Муж Назиной, к примеру, – из тех, кто не пилит супругу за траты, а помогает планировать расходы. Супруги договорились: сразу после получения зарплаты и до похода по магазинам Евгения откладывает в общую копилку 6000 руб. на продукты. Кроме того, теперь она старается ходить по магазинам с мужем – «он непременно выложит из тележки половину товаров», – не брать каждый день много наличных и паспорт в магазины, чтобы не было соблазна расплачиваться карточкой.

А вот Александр, редактор столичного делового журнала, более жестко контролирует траты супруги-домохозяйки. «Жена – страстный покупатель, обладатель многочисленных карточек постоянного клиента, ей регулярно присылают каталоги из магазинов, как активному покупателю. Если пустить все на самотек, то до зарплаты точно не хватит. Ей же самой будет неприятно», – рассказывает Александр. Поэтому он прячет свободные деньги дома, а если жене в его отсутствие срочно требуется некая сумма на оплату заказа продуктов или детского сада, муж сообщает, где заначка. «Надо каждый раз прятать в новом месте», – сетует он. Жена понимает и не обижается.

Повод для общения

Но транжирство может иметь иные причины, напрямую не связанные с особенностями личности. «Ко мне обратился известный бизнесмен. Он не был скупердяем, но считал, что тратить деньги надо разумно, и знал им счет», – рассказывает Мелия. Он полагал, что цена должна соответствовать качеству; свободные деньги лучше пустить на развитие бизнеса. Бизнесмен упрекал свою жену в том, что она может спонтанно потратить неадекватно большую сумму: сам он никогда не заплатил бы за сумку или номер в гостинице несколько тысяч евро, как супруга. «Она ведь знает, что мне это неприятно. Из-за этого мы постоянно спорим, ссоримся», – сокрушался бизнесмен. После встречи с его женой выяснилось, что купленные вещи на самом деле не представляли для нее реальной ценности, а транжирство было способом обратить на себя внимание мужа и хотя бы таким образом начать с ним общаться. Транжирство супруги зависело от ситуации, а не было постоянным, поясняет Мелия. В результате пара не рассталась, но, чтобы супруги поняли друг друга и нашли другие точки соприкосновения, понадобилась помощь психолога.

Дорогая игрушка

Другой повод для конфликтов – дорогие увлечения и пристрастия одного из супругов, особенно если вторая половина их не одобряет и считает, что они финансируются в ущерб общему бюджету. «Одна из моих клиенток хотела дорогую шубу, а муж взял и купил себе гидроцикл, причем в кредит. Жена была очень обижена, что осталась без шубы, да еще и с долгами. Налицо пренебрежение интересами партнера», – ставит диагноз психолог Ольга Мартынова.

В то же время эксперты рекомендуют терпимо относиться к увлечениям спутника жизни, если, конечно, они финансируются не в ущерб насущным потребностям семьи. Мартынова, к примеру, советует обсуждать траты и утверждать последовательность покупок, чтобы избежать взаимных обид: сначала – гидроцикл, потом обязательно – шубу.

Как раз такую тактику избрала Мария Зинченко, специалист инвестиционной компании «Энергокапитал». Ее муж обожает одежду дорогих брендов: «Он женился на мне достаточно поздно и привык к такому поведению в холостяцкой жизни. Даже оторванная пуговица могла стать поводом для приобретения новых вещей». Марии пришлось потратить немало усилий, чтобы изменить ситуацию. Постепенно семья стала не только планировать очередность глобальных покупок, но и оговаривать срок, на который приобретается очередная вещь. «Иначе каждый сезон нужно покупать новые плащи, ботинки, шлепанцы. Хотя видимых повреждений и нет, вещи просто надоели или из прошлой коллекции», – делится Мария.

Если договориться о тратах не удается, психологи советуют супругам вести раздельный бюджет. Общие расходы финансируются совместно. Деньги, выделенные на личные цели, каждый тратит так, как считает нужным, советует Суслова. Финансовый директор компании «Универсальный финансовый консультант» Артем Плотников рекомендует выделять в семейном бюджете сумму, которую транжира может спустить на определенные цели, и ни копейки больше. Не стоит выдавать всю сумму сразу, уверен он.

Владимир, менеджер из ИК «Церих кэпитал менеджмент», выдает своей подруге $1000 в месяц на «личные нужды»: «Мы договорились, что она может потратить деньги хоть в первый же день на что угодно, но больше ничего не получит до конца месяца». Владимир заметил положительный эффект: подруга стала гораздо разумнее относиться к деньгам, даже начала копить, чтобы купить в следующем месяце что-то более крупное.

Жесткое бюджетирование

По словам Елены Мелешкиной, менеджера по финансам, семья – это маленькая фирма, которая требует правильного управления. Год назад ее мама стала жаловаться, что больше всех тратит на семью, поэтому у нее быстро кончаются деньги. «Мы стали вести учет, и выяснилось, что она беспорядочно тратила средства на книжки, журналы, дорогие и ненужные игрушки для внучки», – делится Елена. Тогда она установила новый порядок: теперь все члены семьи должны вносить в бюджет равную сумму на еду и коммунальные расходы (5000 руб.), остальное могут потратить по желанию. «Родителям сложно было привыкнуть, они путали общий бюджет и личный. Например, к тому, что расходы на мобильную связь – из их личного бюджета, подарки – тоже», – рассказывает Елена.