Европа и ВТО: Общие задачи


В последние дни прозвучал ряд серьезных заявлений о раунде торговых переговоров ВТО. Cтраны заявляют о своей позиции в красочных тонах – это обычная ситуация накануне важной встречи, которая состоится в этом месяце в Женеве. Переговоры – тонкое, сложное и серьезное дело как для Европы, так и для мировой экономики. Именно поэтому так важно, чтобы в этот момент Европа осталась единой.

В Европе все согласны с тем, что нужен сбалансированный результат и что для этого нужно больше работать. В сельском хозяйстве справедливая и управляемая либерализация рынков может сыграть свою роль в решении продовольственного кризиса. Дохийский раунд может помочь сделать более эффективным производство продовольствия в Европе и во всем мире и обеспечить лучший доступ к продуктам питания. Продовольственным протекционизмом мир не накормишь.

Однако борьба за развитие через торговлю не означает принесения европейского фермерского производства в жертву на алтарь либерализма. Недавно появившиеся цифры, говорящие о негативной ситуации для европейских фермеров, просто неверны. Фермерский сектор важен для Европы. Мы крупнейший в мире экспортер и импортер сельскохозяйственной продукции. У нас есть очевидные сравнительные преимущества в сельском хозяйстве, и нет нужды бояться справедливой конкуренции. В результате прошедшей реформы общей сельскохозяйственной политики меняется наше производство, выпуская больше нужных рынку товаров и повышая свою эффективность. Это будущее европейского сельского хозяйства, которое мы должны и будем отстаивать на переговорах в ВТО.

Сельское хозяйство не единственный вопрос. Благополучие европейцев зависит от конкурентоспособности и сильных сторон наших промышленных товаров и услуг. Открытая, недискриминационная мировая торговая система, опирающаяся на ВТО, является главной платформой, на которой наши экспортеры торгуют, часто со сложными рынками. Что касается промышленных товаров и услуг, мы заняли ясную позицию: на этих переговорах необходимо рассмотреть новые дополнительные пути доступа на рынок.

Есть и крупные политические вопросы. Дохийский раунд посвящен не отдельным личностям. Это работа на общемировом уровне с целью закрепить экономическую открытость для нашего благополучия на десятилетия вперед и избавить от бедности сотни миллионов людей по всему миру. Это обеспечит включение в систему правил, прав и обязательств крупных растущих экономик, таких как Китай. Это позволит избежать перехода от протекционистских разговоров к протекционистским действиям, что неизбежно привело бы к спиральному падению рынков и негативно сказалось на наших экспортных рынках.

Я понимаю обеспокоенность европейских граждан, испытывающих на себе давление новых экономических ограничений. Но протекционизм и популизм – это не ответ. Правильный ответ лидеров Европы – это последовательная стратегия, основанная на адаптации и реформах. Мы не можем содействовать конкуренции дома и обещать при этом защиту от честной конкуренции за границей. Чтобы двигаться вперед, у реформы должно быть две опоры: последовательная позиция и дома, и за его пределами. Это может быть непросто, особенно в трудные экономические времена. Но это единственно возможный ответ.

Это время важно и для Европы. Настоящая суть Европы состоит в честных, живых спорах и обсуждениях. Однако Европе придется заплатить за разнообразие мнений в обществе способностью защищать свои интересы в мире. Европа не может строиться на разногласиях между странами-членами, а также между странами и институтами. Мы все в одной лодке и идем одним трудным курсом. Задача наших лидеров – объединить Европу вокруг общих задач, а это поможет нам управлять глобализацией в интересах европейцев.

Есть люди, которые считают, что можно проигнорировать провал Дохийского раунда, что от этого ничего не изменится. Не нужно заниматься самообманом. Боюсь, что больше всего проиграют беднейшие страны. Но и крупные игроки, в том числе ЕС, понесут потери. Европейская комиссия продолжит работать в интересах всех 27 стран – членов ЕС, чтобы добиться справедливого и сбалансированного результата Дохийского раунда.