Мартин Ян: «Не жалею, что приехал в Россию», - Мартин Ян, генеральный директор ООО «Фольксваген груп рус»

Через пять лет Volkswagen хотел бы продавать каждую десятую новую машину в России – т. е. вчетверо больше, чем в 2007 г. Что для этого делать, знает Мартин Ян
С.Портер

1994

директор по маркетингу Chechinvest, с 1999 по 2004 г. – гендиректор этой компании

2004

вице-премьер по экономике Чешской Республики

2006

член совета директоров Skoda Auto A.S.

2008

президент Автомобильного союза Чешской Республики, гендиректор ООО «Фольксваген груп рус»

ООО «ФОЛЬКСВАГЕН груп рус»

производитель автомобилей. Отвечает за продажи автомобилей концерна Volkswagen – Audi, Volkswagen, Skoda – в России. В 2007 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 32 002 легковых автомобиля Volkswagen (14-е место на рынке), 27 535 Skoda (16-е место), 15 313 Audi (21-е место), 5905 коммерческих автомобилей Volkswagen. Финансовые показатели российского бизнеса не раскрываются. «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» 100%-ная дочка концерна Volkswagen AG. Крупнейшие акционеры концерна – земля Нижняя Саксония (20%), Porsche (30,9%). В 2007 г. концерн выпустил 6,213 млн автомобилей марок Volkswagen, Skoda, Seat, Volkswagen Nutzfahrzeuge, Audi, Bentley, Lamborghini, Bugatti. Выручка составила 108,9 млрд евро, чистая прибыль – 64,87 млрд евро.

Мартину Яну 38, а он уже успел поработать вице-премьером Чехии и гендиректором компании Chechinvest, отвечающей за привлечение иностранных инвестиций в чешскую экономику. Теперь Яну предстоит реформировать дилерскую сеть концерна Volkswagen в России – так, чтобы она могла продавать 150 000 автомобилей, которые к 2010 г. будет собирать калужский завод концерна, и 350 000 – к 2012 г.

– Как оцениваете состояние дилерской сети концерна в России?

– Наша сеть отличается от того, что есть у конкурентов. Мы работаем и с крупными дилерскими холдингами, и с небольшими дилерами. Сейчас перед нами задача – подготовить сеть к быстрому развитию. Нам нужно расширять и консолидировать сеть. Нужно разобраться, кто из дилеров хочет и может расти вместе с нами, а кто – нет. Дилеры должны быть готовы инвестировать в свое развитие. Нам нужны дилеры, способные расти вместе с нами, – продавать машины и предоставлять качественный сервис. Мы уже открыли в России Volkswagen Group Academy, где мы обучаем сотрудников дилерских компаний наших марок, потому что мы должны быть уверены, что дилеры смогут обслуживать наши автомобили на должном уровне.

– По каким критериям вы будете выбирать дилеров, которые продолжат сотрудничество с вами?

– В первую очередь мы будем смотреть на результаты их работы: как много машин они продают, эффективно ли работает сервис. Но одновременно мы будем смотреть, готовы ли они инвестировать в марку. В конечном счете сеть должна позволить импортеру Volkswagen Group Rus занять 10% российского рынка.

– У вас есть расчеты, сколько дилеров вам нужно иметь, например, на 1 млн жителей?

– Тут есть разница в зависимости от региона. В Москве или Санкт-Петербурге наша сеть уже достаточно велика. Для других регионов мы сейчас как раз готовим такие расчеты, но понятно, что в Краснодаре нам не нужно столько же дилеров, сколько в Москве.

– На рынке существует мнение, что сеть концерна в России работает недостаточно хорошо, потому что в ней недостаточно крупных холдингов.

– Не сказал бы, что наша сеть сейчас работает недостаточно хорошо. Но нам надо подготовить ее к быстрому росту, который мы запланировали. Мы планируем сохранять сочетание крупных, средних и небольших дилеров: у нас нет стратегической цели работать только с крупными или только с мелкими дилерами. Мы ищем правильное сочетание, и оно будет разным в каждом регионе.

– По результатам 2007 г. ни одна из моделей концерна не вошла в число 25 самых популярных. Почему?

– Чтобы наши дела в России шли лучше, нам нужно развивать местное производство. Кроме того, мы должны ввести новые модели в сегменте SUV – мы уже начали производство Volkswagen Tiguan в Калуге. В будущем году в России появится Skoda Yeti. Должны появиться и автомобили специально для российского рынка, которые будут производиться в Калуге. Мы не рассчитываем, что станем номером один или номером два в России: это возможно, только если ты производишь дешевые машины, мы же не хотим идти на компромиссы в вопросах качества. Мы уверены, что качество наших машин одинаково в Германии, Чехии и России, поэтому мы не можем быть производителем самых дешевых машин. Я думаю, через пять лет несколько наших моделей будут в топ-10 и концерн в целом будет в десятке.

– За счет чего вы снижаете цены на автомобили калужской сборки?

– Главная причина – экономия на таможенной пошлине. Дальнейшая экономия будет зависеть от локализации. Мы хотели бы закупать как можно больше, но не готовы на компромиссы в вопросах качества. Надеемся, что качество российских автокомпонентов будет расти. Рассчитываем, что международные поставщики – из Германии, Испании, Чехии и других стран – придут в Россию и начнут производство здесь. В долгосрочной перспективе мы хотели бы закупать в России до 30% компонентов.

– Не меняется ли доход ваших дилеров при продаже калужских машин?

– Это сейчас даже не обсуждается. Доход дилеров от продажи машин калужской и немецкой сборки одинаков.

– Можете рассказать о результатах снижения цен?

– Наши продажи в этом году начали расти очень заметно. Продажи Volkswagen Passat за полгода выросли на 37% по сравнению с тем же периодом 2007 г. – до 6047 шт. Продажи Skoda Octavia Tour выросли на 87% до 13 291 шт. Влияние оказывают и наша политика, и рост рынка в целом – не так просто сказать, что именно приводит к росту.

– Правда, что в этом году перед дилерами поставлена задача удвоить продажи ваших марок?

–Да. Мы планируем расти такими темпами, чтобы достигнуть стратегической цели – 10% российского рынка в 2012 г. Мы рассчитываем, что продажи легковых автомобилей в целом по России достигнут 3,5 млн новых автомобилей с учетом «АвтоВАЗа», таким образом, мы должны продавать 350 000 машин. Для этого нам нужно увеличить производство в Калуге, обновить дилерскую сеть, больше инвестировать в маркетинг. Мы верим, что российский рынок – европейский и в конце концов не будет разницы между требованиями клиента на российском, чешском или испанском рынке.

–Вы говорите, что в будущем разница между нашими рынками сотрется. В чем она состоит сейчас?

– Сейчас российский потребитель предпочтет представительский седан кузову «комби», который очень популярен в Европе, особенно Восточной. В России практически не обращают внимания на топливную экономичность: она пока почти не влияет на решение о покупке. Но самое большое отличие, конечно, в том, что здесь люди пока покупают очень много машин дешевле 5000–6000 евро. Мы считаем, что продолжится рост во всех сегментах, особенно В и С. Кроме того, будет расти сегмент D, в котором у нас сейчас представлены Superb и Passat. И конечно, будут расти продажи в сегменте SUV.

– Цены на бензин в европейской части России перешагнули психологический порог $1 за литр. Замечаете ли вы в связи с этим хоть какое-то увеличение интереса к более экономичным двигателям?

– Мы замечаем начало интереса к дизельным двигателям. Пока он слабый – за исключением сегмента внедорожников, где очень успешно продается дизельный Touareg, – и рано говорить о смене предпочтений, но мы видим, что интерес потихоньку начинает появляться, покупатели больше спрашивают про дизельные двигатели у дилеров. Большим спросом пользуются экономичные, но мощные бензиновые двигатели TSI. Думаю, в России станут больше внимания уделять вопросам топливной эффективности через пять лет, и мы должны быть к этому готовы.

– Мы рекомендуем цену дилерам. Но решать, за сколько в итоге продавать автомобиль – право дилера, и ему предоставлена некоторая свобода в этом вопросе. Они гораздо больше нас чувствуют рынок и клиента, поэтому неудивительно, что решение о цене в итоге принимают они.

– Влияете ли вы на рентабельность дилеров в сервисе, продаже запчастей, допоборудования?

– Рентабельность сервиса и запчастей очень важна для дилеров, поскольку это существенная часть их доходов. В этом вопросе мы также можем лишь ориентировать дилера и оставляем ему необходимую свободу. Надо понимать, что в конечном счете любая цена определяется рыночными механизмами, т. е. соотношением спроса и предложения.

– Как сейчас разделены полномочия между «Фольксваген груп рус» и «Фольксваген рус»? Правда, что эти копании могут быть объединены?

– «Фольксваген груп рус» занимается продажами, «Фольксваген рус» – всем, что связано с заводом в Калуге. Мы работаем над объединением этих компаний. Объединенная компания будет зарегистрирована в Калужской области, но офис, отвечающий за продажи, останется в Москве. Не так много стран, в которых у нас есть заводы, поэтому решение, общая ли компания работает в стране или производство и продажи разделены, каждый раз зависит от конкретной ситуации. Производство в Калуге не работает на экспорт, поэтому есть смысл объединить компании.

– Кто будет главнее в объединенной компании – менеджеры, отвечающие за производство или за продажу?

– Изменения в топ-менеджменте, естественно, будут. Но говорить о них пока еще очень рано.

– Почему было решено сменить руководителя марки Volkswagen в России?

– Мы очень благодарны Денису Петрунину за проделанную работу. В нашем развитии начинается новый этап: мы должны развивать сеть, чтобы существенно увеличить продажи. Поэтому нам понадобился человек с заметным опытом работы в Германии и с опытом быстрого развития дилерской сети. У Франка Виттеманна все это есть. Будут изменения также в командах Audi и Skoda.

– Вы, наверное, своими глазами могли наблюдать, как изменилась жизнь в Млада Болеславе после прихода туда VW. Как вы думаете, ждут ли подобные изменения Калугу?

– VW пришел в Млада Болеслав в 1991 г., и изменения коснулись практически всех сторон жизни. В Калуге, безусловно, вырастет уровень жизни – новые предприятия дадут новые рабочие места. Мы все ожидаем развития жилищного строительства, поскольку в Калугу будут переезжать специалисты из других регионов. У людей должно быть больше возможностей для обучения: мы должны будем обучить их нашим стандартам качества и эффективности, и в конечном счете, я думаю, это приведет и к изменению культуры жизни в Калуге.

– Но с ростом уровня жизни вам придется повышать зарплату сотрудникам завода. Вы готовы к этому?

– Естественно, мы ожидаем, что зарплаты в Калуге будут увеличиваться. И нам хотелось бы, чтобы наши сотрудники имели возможность покупать собственную продукцию. С другой стороны, рост зарплат должен быть пропорционален росту нашей рентабельности и эффективности, поскольку мы пришли налаживать в России производство с разумными издержками. Если издержки будут неразумными, нам придется повышать цены на наши машины.

– Владелец одного немаленького дилерского холдинга рассказывал мне, что на ваш завод перешли с удвоением зарплаты практически все сотрудники его калужского автосалона. И ваш завод в Калуге не единственный.

– Найти достаточное количество квалифицированных кадров будет нелегко. Думаю, что это важная задача для администрации Калужской области и соседних регионов. Придется изменить структуру образования: они должны будут изучить, какие специалисты требуются нам, и создать соответствующие возможности для образования. И это не уникальная проблема для Калуги: Россия хочет индустриального развития, диверсификации. Значит, профессиональное образование должно развиваться. В первое время, конечно, будет нелегко. Но это значит, что и мы должны больше инвестировать в обучение сотрудников.

– Вы имеете в виду обучение сотрудников завода? Или VW может заняться, например, программами среднего специального образования?

– Мы будем инвестировать в обучение на нашем заводе. Средним техническим образованием должно заниматься правительство – федеральное и региональное. Это не записано в нашем соглашении с администрацией Калужской области, но в этом заинтересованы не только мы – в этом заинтересован весь регион. И надо отметить, что наш проект в Калуге всесторонне поддерживается губернатором Калужской области г-ном Артамоновым, за что мы очень признательны.

– В вашей биографии сказано, что вы наладили успешный диалог с профсоюзами Skoda Auto в Чехии. Что вы можете посоветовать своим коллегам с российских заводов?

– У нас в Volkswagen большой опыт сотрудничества с профсоюзами. Сейчас я не отвечаю за взаимодействие с ними. В Калуге профсоюза пока нет. Но я думаю, всегда лучше искать компромисс. Первые встречи с профсоюзами в Калуге уже состоялись.

– Возможна ли на заводе Volkswagen ситуация, когда профсоюзы будут настаивать на повышении зарплаты, руководство не захочет идти навстречу и в конце концов объемы производства серьезно сократятся?

– Надеюсь, что таких ситуаций не случится. Но все мы должны понимать, что зарплаты в России растут слишком быстро.

– Когда российский рынок перестанет расти более чем на 10% в год?

– Я очень оптимистично смотрю на будущее развитие российского рынка. Думаю, что в долгосрочной перспективе Россия точно может рассчитывать более чем на 500 автомобилей на 1000 жителей. В 2012 г., как я уже говорил, будет продано примерно 3,5 млн новых автомобилей. Рынок растет очень быстро, но я думаю, что после 2012 г. темпы роста немного снизятся. Затем, возможно, ежегодный рост будет составлять не более 3–5%.

– Как вы считаете, есть ли другие препятствия для развития легального вторичного рынка автомобилей кроме двойного НДС?

– Основная проблема – именно в двойном НДС. Мы очень активно работаем над новой стратегией для подержанных автомобилей всех наших марок. В следующем году этот рынок будет расти уже очень заметно. В Европе trade in – очень важная часть бизнеса дилеров и их дохода. Мы хотели бы поддерживать развитие trade in и в России и надеемся, что двойное налогообложение в скором времени будет отменено.

– Обязываете ли вы дилеров своих марок оборудовать отдельные шоурумы или площадки для подержанных машин?

– Специальных требований у нас пока нет. Некоторые дилеры более активны в этом вопросе, некоторые – менее. У многих уже есть специальные сотрудники, которые занимаются этим направлением. В этом вопросе очень многое зависит от желания дилера зарабатывать на продаже автомобилей с пробегом. Мы поддерживаем их и даем советы, но обязательств не налагаем.

– Большинство концернов уже привели в Россию свои банки. Некоторые начали сотрудничество со страховыми компаниями по специальным программам кредитования. Планируете ли вы новые финансовые программы для продвижения своих автомобилей?

– Для наших клиентов в России работают два собственных финансовых подразделения концерна: Volkswagen Group Finanz предоставляет услуги лизинга для корпоративных клиентов, а Volkswagen Financial Services RUS совместно с банками-партнерами предоставляет услуги кредитования для физических лиц. Обе эти компании являются «дочками» нашего давнего финансового партнера – Volkswagen Financial Services, который оказывает услуги финансирования автомобилей уже более 50 лет в 25 странах мира. Основная задача наших финансовых партнеров – сделать приобретение автомобилей концерна легким и доступным. Мы предлагаем такие уникальные продукты, как кредитование автомобилей с нулевым авансом. Использование нашими клиентами механизма остаточных стоимостей позволяет приобрести в рамках ограниченного бюджета автомобиль более высокого класса. При этом ежемесячные платежи заметно снижаются. Для корпоративных клиентов мы предлагаем лизинг автомобилей концерна с нулевым удорожанием.

– Ранее представители концерна заявляли, что программа поддержки автомобилей с пробегом – в частности, гарантия производителя – на Audi может быть введена уже в этом году. Распространится ли она на другие марки?

– Audi в этом вопросе идет на шаг впереди, поскольку начинать работу подобных программ проще с премиум-сегмента – на такие машины проще давать гарантию, к тому же интереса к покупке дорогих машин с пробегом больше. Главная идея заключается в том, что покупатель автомобиля Audi с пробегом так же ценен для марки, как клиент нового Audi. Поэтому ему должны предоставляться аналогичные услуги, включая тест-драйв, финансовые продукты, подменный автомобиль и многое другое. Речь идет об автомобилях, официально ввезенных на территорию РФ, возрастом до пяти лет. Автомобили Audi с пробегом проходят техническую проверку всех узлов и агрегатов – Multi-Point Check, что позволяет дать на них гарантию марки. Программа стартует уже в 2008 г., синхронно для всех регионов России.

Для остальных брендов решение пока не принято.

– До Volkswagen вы работали в госкомпании Chechinvest и в чешском правительстве. В какой роли вам комфортнее?

– (Смеется.) Надо получать удовольствие от всего, что ты делаешь! Мне нравится и то и другое, к тому же принципы работы – переговоры – на самом деле очень похожи.

– Вы, наверное, уже успели пообщаться с российскими чиновниками. Отличается ли их работа от вашего опыта в чешском правительстве?

– Со многими я пообщался на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Стратегия правительства премьер-министра по развитию автомобильного сектора мне представляется очень удачной. Они хорошо представляют, что нужно делать, чтобы 80% продаваемых в России автомобилей производились здесь: готовы обсуждать снижение таможенных пошлин на сталь для автомобильной промышленности, повышение пошлин на подержанные машины и т. п. С другой стороны, бюрократия очень сильна во всем, что касается иммиграционных вопросов, таможни и др. Мы, как крупный международный инвестор, хотели бы видеть больше прозрачности и гибкости во всех процедурах. Но я помню, что в Чешской Республике некоторое время назад ситуация была похожей.

«Я изучал русский в школе»

О России «У меня было несколько возможностей [работать] в разных странах внутри концерна на выбор. Россия – это очень престижная позиция с профессиональной точки зрения, поскольку сегодня это один из самых быстрорастущих рынков в мире. С личной точки зрения мне это тоже интересно: я изучал русский язык в школе, мне кажется, что мне проще понимать русский характер и российский бизнес. К тому же мне хотелось бы показать моим детям жизнь в разных странах. Это было моим решением, и я не жалею». О русском языке «Для меня важно, что я могу читать русскоязычные газеты и даже понимать, какие документы подписываю. Думаю, что через несколько месяцев я смог бы дать это интервью на русском языке». О детях «У меня две дочери. Они закончили учебный год в Чехии и в августе приедут в Россию. Я учил русский язык в университете, поэтому мне легче. Они пока не знают русский алфавит, но, поскольку чешский и русский языки похожи, они многое понимают по-русски. Думаю, через три года они будут хорошо разговаривать по-русски».