В России упал рост

Российская экономика замедляется, не обращая внимания на дорожающую нефть. Снижаются темпы роста промышленности, инвестиций, строительства жилья, реальных доходов населения, растут издержки производства и цены
Д. Гришкин

Июньские данные оказались из худших за последние несколько лет. Промышленность поставила антирекорд роста за последние 4,5 года – всего 0,9%, прирост инвестиций в основной капитал – на уровне трехлетней давности, оборот торговли – наихудший с позапрошлого июня, темпы ввода жилья и вовсе упали на 5,2% (см. таблицу). Экономика демонстрирует признаки замедления роста, признался Reuters замминистра экономразвития Андрей Клепач. Рост ВВП за июнь Минэкономразвития оценивает в 6,5% против 7,7% в мае.

Индустрия тормозит

Рост инвестиций в основной капитал в первом полугодии сократился в сравнении с январем – июнем 2007 г. на треть, промышленность снизила темпы роста почти на четверть. До сих пор динамика инвестиций не сильно влияла на промышленный рост, говорит Валерий Миронов из Центра развития: у индустрии была фора по издержкам от девальвации рубля в 1998 г. Ее эффект исчерпан: эффективный реальный курс рубля, трудовые издержки, цены на электроэнергию в валютном выражении достигли преддефолтного уровня или превысили его. Теперь производство не может конкурировать за счет низких затрат и вынуждено конкурировать за счет инвестиций, говорит Миронов, в инвестициях промпредприятий примерно 45% – собственные средства, а их съедает растущая зарплата.

Промышленность стремительно теряет конкурентоспособность по сравнению с импортом – увеличиваются издержки. За 12 месяцев по июнь отпускные цены производителей выросли на 28,1% (за то же время, включая прошлый июнь, – лишь на 12,7%). Со скоростью 4–5% в месяц цены производителей растут уже третий месяц подряд. Дорожают не только энергоресурсы (вслед за мировым рынком), но и продукция обрабатывающих производств.

Импорт увеличивается примерно прошлогодними темпами (около 40%), а экспорт – в 4–5 раз быстрее (на 44–51% против 9%). Но доходы от экспорта углеводородов в основном оседают в фондах Минфина. Вносит лепту высокая инфляция: она сильнее бьет по людям с невысоким и средним доходом, а они – основные потребители отечественной продукции, знает Миронов.

Рост индустрии к концу года может замедлиться до 4–5%, а в 2009 стагнировать на уровне 3%, заключает Миронов.

В июньском падении промышленного роста виноват Росстат, иронизирует Владимир Сальников из ЦМАКП: по его оценкам, индустрия в этом месяце выросла на 5,3%. Позже Росстат пересмотрит данные, не сомневается Сальников: итоги промышленности 2006 г. Росстат повысил на две трети – с 3,9% до 6,3%.

Поможет и рост кредитования, уверен Александр Морозов из HSBC: с апреля упростился доступ на внешние рынки. В I квартале банки практически не размещали евробондов, с апреля по июнь разместили на $8,5 млрд, оценивает Егор Федоров из Банка Москвы, а кредитов привлекли на $10–15 млрд ($8,3 млрд в I квартале). Эти средства пополнят кредитные ресурсы банков, считает Морозов.

Зарплаты и затраты

Ровно прошлогодним темпом растет оборот торговли, но в июне рост был самым низким с июля 2006 г. Покупка населением непродовольственных товаров увеличивается прежними темпами, а все торможение приходится на продукты. Замедлился и рост платных услуг населению: за полгода он вырос на 6% (год назад – 7,8%), но в июне – вдвое меньше, на 3,2%.

Во II квартале розница росла быстрее, чем в I, отмечает Елена Абрамова из ЦМАКП: среднемесячный темп прироста продаж продовольствия со снятой сезонностью составил 0,7% и 1% соответственно, непродовольственных товаров – 1,1 и 1,3%. Абрамова объясняет замедление роста продаж продуктов ростом доходов, увеличившим потребление непродовольственных товаров.

Гонка зарплат при сокращении экономически активного населения (началось в апреле) привела к ускорению их роста: заработки увеличились на 28,6% в июне (к прошлому июню) и на 28,7% за первое полугодие (к прошлому первому полугодию). Год назад зарплаты росли скромнее – на 24,7% и 26,6% соответственно. Средняя зарплата достигла в июне 17 808 руб. (год назад – 13 848 руб.).

В реальном выражении зарплаты растут на треть медленнее, чем годом ранее, их съедает инфляция. За последние 12 месяцев по июнь потребительские цены выросли на 15,1%, тогда как за то же время, включая прошлый июнь, – на 8,5%. Быстрее наращивать потребление население не может: рост кредитов населению за январь – апрель (последние данные ЦБ) сократился до 3,1% против 13,7% за первые четыре месяца 2007 г.

Жилье в проекте

Темпы строительства жилья за полугодие оказались более чем в 10 раз ниже, чем в январе – июне 2007 г. В условиях повышенного спроса на ресурсы и их недостатка банки стали большее внимание уделять качеству заемщиков и строители тут не в лидерах, говорит Морозов. В денежном выражении объемы кредитов не снизились, однако вместо десятка проектов банки предпочитают кредитовать два-три на ту же сумму, подтверждает управляющий директор «НЭО центра» Михаил Ильин. Сократилось и число кредитующих банков – при росте спроса на деньги у них появилось больше альтернатив для вложений, говорит он. В итоге общее финансирование строительства снизилось на 30–40%, оценивает Ильин.

С другой стороны, ряд крупных проектов находятся на стадии подготовки, продолжает Ильин: например, проект «Большое Домодедово» рассчитан на строительство порядка 10 млн кв. м жилья на первом этапе, «Академический» в Екатеринбурге – на 6–7 млн кв. м, «Юнтолово» в Петербурге – на 2 млн кв. м. Статистика не отражает начавшиеся проекты, соглашается Абрамова.

Не все потеряно

Экономика на перепутье, констатирует Морозов. Если замедлится инфляция, усилится реальный рост доходов, ускорив рост спроса и экономики. Если нет – замедлятся спрос, экономика, и уже вслед за ними – инфляция.

Плохие данные июня не испортили картину I полугодия. По оценкам ЦМАКП, ВВП в первом полугодии вырастет на 8–8,1%. Оценка Минэкономразвития – 8%. Экономика растет слишком быстро, главная проблема – инфляция, говорит Абрамова. Перегрев есть, галопирующие цены производителей тому пример и можно ожидать замедления роста, рассуждает Юлия Цепляева из Merrill Lynch, однако призывает не торопиться с выводами на основе данных одного месяца: «Уже в июле все может быть по-другому».