Эвакуация

Шестьдесят британских инженеров, работавших на ТНК-BP, уезжают из России. Впрочем, Роберт Дадли не сдается: он намерен руководить компанией и получил поддержку госдепартамента США
С. Николаев

TNK-Bp international

нефтегазовая компания. Добыча нефти и газа – 78 млн т нефтяного эквивалента (2007 г.). Выручка – $38,7 млрд (US GAAP, 2007 г.). Чистая прибыль – $5,3 млрд. Владельцы – ВР (50% акций), «Альфа-групп» (25%), Access Industries и «Ренова» (по 12,5%).

Вчера BP объявила, что отзывает 60 сотрудников, прикомандированных к ТНК-ВР. Таким образом, Россию покинут все 148 британских технических специалистов, работавших на компанию по договору с BP Exploration Services с 2003 г. По словам представителя BP Алистера Грэма, их перебросят на проекты BP в Азербайджане, на Ближнем Востоке, в Мексиканском заливе.

Это те самые менеджеры, с чьих злоключений начался публичный конфликт между акционерами ТНК-BP – BP и консорциумом «Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова» (ААР). В марте ТНК-BP объявила, что приостановила «трудовые отношения» с ними из-за вступления в силу закона, по которому рабочие визы иностранцам должна оформлять та компания, сотрудниками которой они являются (сотрудникам BP эти документы оформляла ТНК-BP). Визовая проблема была решена, но появилась новая: некое ЗАО «Тетлис» подало иск в арбитраж Тюменской области с требованием признать контракт между «ТНК-BP менеджмент» и ВР Exploration Services, по которому работали британцы, недействительным, а деньги, уплаченные за сотрудников, вернуть. Представители ААР подчеркивали, что с «Тетлисом» не связаны, но с иском были солидарны: консорциум раздражали гигантские расходы ТНК-BP на наем менеджеров. «Они стоят нам в год около $100 млн», – возмущался совладелец ТНК-BP Михаил Фридман в июньском интервью «Ведомостям». Из его расчетов выходит, что с 2003 г. этих выплат могло накопиться свыше $400 млн.

Служба безопасности ТНК-ВР не пускала британцев на работу, ведь в качестве обеспечительной меры тюменский арбитраж запретил им работать, рассказал вчера Грэм. Хотя на прошлой неделе омский суд отменил предписание тюменского, шансов, что инженерам удастся вернуться на службу, было мало: судебное разбирательство идет «очень медленно» и «складывает впечатление, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать, что будет положен конец этим и другим попыткам воспрепятствовать их работе», сообщила вчера BP. Грэм пояснил, что речь идет о проверках различных трудовых инспекций и налоговых органов.

Менеджеров высшего звена среди прикомандированных сотрудников не было. Они работали на развивающихся проектах ТНК-BP – Увате, Верхнечонском и Русском месторождениях, благодаря которым «мы ожидали увеличения добычи в 2009 г.», рассказывал предправления «ТНК-BP менеджмент» Роберт Дадли в майском интервью «Ведомостям». Проблемы с прикомандированными могут аукнуться через 4–6 месяцев и выразиться в снижении в конце 2008 – начале 2009 г., предрекал он, хотя и обещал приложить все силы, чтобы удержать добычу на уровне 2007 г. BP не теряет оперативного контроля, но в случае падения добычи и финансовых показателей есть кого назвать виноватыми, признал вчера российский топ-менеджер ТНК-BP. ААР вчера заявил, что, по мнению консорциума, отъезд британцев «не скажется на рентабельности ТНК-BP», ведь они «уже долгие месяцы не работали на ТНК-BP <...> и последние три квартала был показан рост производства». По итогам 2008 г. добыча компании застынет на уровне 2007 г., предполагает аналитик «Солида» Денис Борисов, рост начнется не раньше середины 2010 г., когда новые проекты заработают в полную силу.

Отъезд инженеров не означает, что BP сложила оружие. Вчера Грэм пояснил, что Дадли остается на своем посту (так BP сохраняет оперативный контроль над компанией), даже если ему придется покинуть Россию (сейчас он находится в стране по транзитной визе, ожидая продления рабочей). Моральная поддержка пришла Дадли из-за океана: США обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг компании ТНК-BP после того, как Дадли не была выдана российская рабочая виза, заявил «Интерфаксу» спецпредставитель президента США по энергетике в Евразии посол Бойден Грэй.