Поделили Ориноко

«Лукойл», «Газпром» и ТНК-BP разобрали перспективные блоки Венесуэлы для совместного исследования с PDVSA. Проекты теперь «под личным контролем» президента Дмитрия Медведева
Reuters

ВЕНЕСУЭЛА

КРУПНЕЙШАЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ПО РЕСУРСАМ ГАЗА. Доказанные запасы газа – 4,3 трлн куб. м, нефти – 11,2 млрд т (7% мировых запасов). Добыча газа – около 30 млрд куб. м в год, нефти – около 150 млн т.

Все три нефтяные компании подписали вчера соглашения с венесуэльской PDVSA в присутствии президента Венесуэлы Уго Чавеса и Медведева. От «Лукойла» документ подписал его президент Вагит Алекперов, от «Газпрома» – зампред правления Александр Медведев, от ТНК-BP – исполнительный директор Герман Хан.

«Мы [с Чавесом] не только договорились о подписании соглашений, но и условились взять под контроль реализацию проектов», – заметил после подписания Дмитрий Медведев. Чавес детали нефтегазового сотрудничества разглашать не стал, отметив лишь, что затем, возможно, будут созданы совместные предприятия и страны «вместе [будут] продвигаться в добыче и переработке нефти».

Каждая из российских компаний нацелилась на свой блок в долине реки Ориноко (пояс тяжелой нефти), причем выбранный еще до подписания вчерашних соглашений.

«Лукойл» получил Хунин-3

«Лукойл», у которого самая широкая из российской нефтянки география бизнеса, фактически продлил предыдущий трехлетний договор по блоку Хунин-3. Он подписал его с PDVSA в октябре 2005 г. и вместе с венесуэльской компанией оценивал и сертифицировал запасы (они уже утверждены министерством энергетики и нефти Венесуэлы, указывает «Лукойл», но не раскрывает их). Переговоры о возможном СП, которое займется разработкой блока, «Лукойл» хотел завершить еще в прошлом году.

Суть нового соглашения (действует два года с возможностью продления) – совместное исследование блока и подготовка плана его освоения, сообщил вчера «Лукойл». Затраты на исследование финансируются поровну. Следующим этапом должно стать создание СП. Объем инвестиций не раскрывается. Но «он оценивается в миллиарды долларов», заявил «Интерфаксу» Андрей Кузяев, президент «Лукойл оверсиз» (зарубежный оператор «Лукойла»). А ресурсы могут потом направляться в том числе и на НПЗ в Италии, о покупке 49,9% которого «Лукойл» недавно договорился, добавил Кузяев (сделка должна закрыться в IV квартале).

ТНК-ВР выбрала Аякучо-2

ТНК-BP подписала соглашение о совместном исследовании по блоку Аякучо-2. В октябре 2007 г. по нему уже был подписан рамочный меморандум, теперь – более конкретное соглашение, говорит представитель ТНК-BP. Но когда могут начаться исследования, во сколько это обойдется компании, он не указывает. Хотя соглашение, как и у «Лукойла», тоже подразумевает второй этап – реализацию добытого сырья и тоже за пределами Венесуэлы, указала ТНК-BP в пресс-релизе.

У «Газпрома» – Аякучо-3

Соглашение «Газпрома» – по блоку Аякучо-3. Меморандум о сертификации запасов этого участка он также подписал с PDVSA еще в 2005 г. (тогда же концерн выиграл еще две нефтяные лицензии). Венесуэльская компания оценивает запасы Аякучо-3 в 5 млрд т нефти, указывает «Газпром». До конца года партнеры должны завершить оценку и подсчет запасов плюс приступить к подготовке ТЭО разработки месторождения, уточнил концерн. Возможный объем инвестиций представитель «Газпрома» комментировать не стал.

Чавес пять раз приезжал в Россию с тех пор, как занял пост президента в 1999 г. Но пока сотрудничество стран ограничивалось в основном продажей вооружения (см. статью на стр. А3). В июне премьер Владимир Путин уже посетовал, что у нас мало взаимных инвестиций и расширить партнерство с южноамериканским государством могли бы «Газпром», «Лукойл» и «Российские железные дороги» (см. врез).

Насколько венесуэльские проекты будут успешными для российских компаний, эксперты оценить не берутся. Страна однозначна богата ресурсами, но в отличие от Нигерии, например, крупные проекты не могут быть здесь абсолютно коммерческими, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Венесуэла важна России и как политический союзник и эта составляющая всегда будет учитываться при выборе проектов, объясняет он.

До сих пор в Венесуэле были не слишком выгодные условия работы и для наших компаний это достаточно рисковая страна, добавляет аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин. Не ясно, что будет с контрактами, если не будет режима Чавеса, добавляет он. Хотя пока страна показывает «признаки уступок», отмечает Нестеров, один из них – согласие финансировать геологоразведку с «Лукойлом» 50/50, тогда как большинство стран предпочитает получать 100% инвестиций от иностранных компаний. Плюс экспансия нашим компаниям все равно нужна, единодушны эксперты. К тому же технологии, отработанные в Венесуэле, пригодятся и в России, где велики запасы битумной нефти, заключает Нестеров.