МВФ и палочка Коха


В странах, получающих кредиты от Международного валютного фонда (МВФ), уровень смертности от туберкулеза повышался за время действия программы на 16,6%, подсчитал социолог Дэвид Стаклер из Кембриджского университета. Он и соавторы изучили показатели смертности от туберкулеза в 21 стране бывшего соцлагеря за 1988–2003 гг., постаравшись исключить влияние посторонних факторов.

За каждый дополнительный год сотрудничества с МВФ смертность от туберкулеза росла на 4,1%, а с увеличением долга фонду на 1% – на 0,9%. Авторы (исследование опубликовано в авторитетном медицинском журнале PloS Medicine) объясняют неожиданную параллель тем, что с ростом долга заемщик должен исполнять все больше требований фонда, а основное из них – балансировка доходов и расходов бюджета. Первыми правительства снижают социальные расходы (в том числе на медицину) и зарплаты – а смертность растет, говорит Стаклер. За годы сотрудничества с МВФ госрасходы этих стран снизились в среднем на 8% ВВП.

Россия брала у МВФ займы 13 лет, смертность от туберкулеза выросла вдвое.

Через два года после того, как страна переставала брать деньги у МВФ, смертность от туберкулеза снижалась на 30,7%. Кредиты Всемирного банка и стран Парижского клуба оказывали на распространение палочки Коха отрицательное влияние.

Как страны-заемщики выполняют разумные требования МВФ – вопрос к их правительствам, а не к фонду, отмечает проректор ВШЭ Лев Якобсон: можно сокращать, например, расходы на госаппарат или армию. Смертность от туберкулеза зависит от образа жизни, а он не зависит от изменения расходов бюджета.

Вероятно, спутаны причина и следствие: на самом деле экономический кризис (и как следствие – рост смертности) заставляет страны брать кредиты у МВФ, считает Александр Морозов из HSBC Bank. Некоторые исследователи слишком увлекаются выявлением экзотических взаимосвязей, критикует чиновник Минэкономразвития: «Можно показать и то, что среди принимающих аспирин высока доля больных гриппом, а кто его не принимает – абсолютно здоров».

Авторы исследования не учитывают причины, по которым заемщики вынуждены были принять условия МВФ, недоумевает представитель фонда Уильям Мюрей. В странах, получавших кредиты МВФ, траты на медицину выше, чем в странах, не бравших кредитов.