Ценности: Школа терпения


На этой неделе в Петербурге было возбуждено уголовное дело в отношении двух девочек по статье «причинение телесных повреждений по мотивам расовой ненависти». Школьницы регулярно издевались над одноклассницей «другой расы». Прецедент создан, издевательства, надо думать, прекратятся, и это хорошо. Но все остальное плохо.

Так ли уж виноваты девочки-мучительницы – обе, разумеется, из неблагополучных семей? Жертву свою они травили не день и не два, возможно, и не год. И где, интересно, в это время были взрослые? Даже если издевательства происходили не на глазах учителей, они наверняка были в курсе дела. Как преподаватель, точно знаю: уже после одного-двух занятий не понять, кто в классе лидер, кто шут, а кто «опущенный», невозможно. Но учителя отмороженных школьниц понимать, видимо, ничего не хотели. И вряд ли пытались объяснить, почему бить одноклассницу за то, что она другая, нельзя. А это ведь действительно требует внятных, аргументированных, продуманных объяснений.

И нам все равно придется их искать и продумывать. Потому что историй, подобных питерской, тысячи: в России каждый десятый (в Москве – каждый четвертый!) конфликт между школьниками возникает на национальной почве (данные Всероссийского научно-исследовательского института МВД и Всероссийского фонда образования). Понятно, что происходящее в школах отражает происходящее в обществе, но начинать лучше все же именно с детей, взрослых-то перевоспитывать уже поздно.

Да, учить толерантности придется, но сначала неплохо бы разобраться с ней самим. Пока у нас нет ни соответствующей литературы (пять книг серии «Другой, другие, о других» Людмилы Улицкой на страну – мало!), ни программ, ни ясного понимания, а что такое, собственно, эта толерантность. Его недостает даже в книгах, ей, толерантностью, вдохновленных.

Открываешь, например, только что вышедшую на русском «Книгу о любви» шведской гуру толерантности Перниллы Стальфельт и видишь: «Иногда любовь встречается между очень похожими людьми. Скажем, между двумя мужчинами... или двумя женщинами», а еще: «У мужчины впереди есть краник. У женщины пучок волос, а в нем – дырочка». Тут же и картинки для наглядности. И понимаешь: никакой толерантности. Потому что толерантность предполагает уважение к чужим традициям, традициям воспитания, в частности. Книга Стальфельт, судя по оформлению и крупному шрифту, рассчитана на детей лет пяти-шести, а у нас в России пока не принято рассказывать пятилетним о краниках, дырочках и геях. Но копировать чужой опыт в любом случае не лучшая практика.

Остается думать самим. И начинать с совсем простого. Например, с понимания, что толерантность – это в первую очередь информация, знание о других. Самая толерантная литература – это литература путешествий. Толерантность – это сознание, что ты только малая часть бесконечного мира, о котором ты почти ничего не знаешь. Наконец, толерантность – никак не самоцель, а только ступень, ступень к самому важному – любви.