Картина мира: Как Гринспэн помог Китаю и России


Не так давно бывший председатель Федеральной резервной системы США считался почти божеством. Есть легенда или апокриф о том, что трейдеры в одной фирме на Уолл-стрит построили алтарь Гринспэна, у которого приносили жертвы. Баллотируясь в президенты в 2000 г., Джон Маккейн в присущем ему военно-морском стиле обещал, что если Гринспэн, упаси господь, умрет, то Маккейн все равно наденет на него костюм и галстук и усадит в кресло председателя ФРС.

Теперь, в свете все ухудшающегося финансового кризиса, роль 82-летнего экс-председателя пересматривается. Нет сомнений, что денежная политика Гринспэна была слишком мягкой. До 2000 г. она потакала астрономическому росту цен на рынке акций, не препятствовала раздуванию пузыря на рынке высоких технологий и интернет-компаний.

После того как этот пузырь наконец лопнул, Гринспэн и вовсе спустил тормоза. Используя теракты 11 сентября как предлог, ФРС снизила свою основную процентную ставку до 1% и держала ее на этом уровне до середины 2004 г. Несмотря на то что потребительские цены сдерживались рядом факторов, влиявших на рост предложения, в американской экономике возникли серьезнейшие дисбалансы, указывавшие на необходимость повышения ставок. Так, центробанк игнорировал внешнеторговый дефицит, который покрывался массовым экспортом долларов. Это привело к постепенному ослаблению доллара на валютных рынках и развитию инфляционных процессов в мировой экономике. В то же время низкие ставки и огромные запасы ликвидности позволили банкам полностью расслабиться с контролем за качеством кредитов. За период с 2001 г. потребительский долг американских семей почти удвоился, достигнув $14 трлн.

Более того, спекулятивные пузыри стали возникать повсеместно. Во всем мире подскочили цены на недвижимость, дешевый и доступный кредит раздул потребление. Гринспэн вышел на пенсию очень вовремя – незадолго то того, как грянул ипотечный кризис в США, который, возможно, станет первым этапом грядущей Большой коррекции. Тем не менее его преемники пока не видят способа избавиться от пристрастия к дешевому кредиту. Новый председатель центробанка Бен Бернанке снова наводнил мировую финансовую систему долларовой ликвидностью, что вызвало дальнейшее падение доллара и раздувание пузыря на рынках сырьевых товаров. Когда лопнет и этот пузырь, он нанесет новый удар по международным банкам, которые все прямо или косвенно вовлечены в спекуляцию сырьем.

Несмотря на все это, с оценкой наследия Гринспэна торопиться не стоит. Да, его политика привела к чрезмерному росту потребления в США и со временем – в ближайшем или более отдаленном будущем – непременно приведет к финансовому кризису. Тем не менее все эти бумажные доллары, которые он пустил в обращение по всему миру, стали двигателем реального экономического прогресса. В Америке целые социальные группы – те, кто не мог себе этого позволить ранее, – смогли стать домовладельцами и благодаря этому влились в ряды среднего класса.

Еще более мощным было воздействие Гринспэна на международную ситуацию. Финансовый кризис, который поразил Азию в 1997 г., Россию годом спустя и Южную Америку в начале века, сегодня практически невозможен: центробанки развивающихся стран набиты резервами, и спекуляция против их валют немыслима. За годы финансовой стабильности в этих регионах развились национальные финансовые рынки, укрепилась банковская система и значительно выросла региональная торговля.

Торговый профицит Китая, Бразилии, Аргентины и других стран наводнил их экономики долларами, которые были инвестированы в инфраструктуру, образование и производительные мощности. Сотни миллионов людей улучшили свое благосостояние. Как бы ни сложилась экономическая ситуация в будущем, в этих странах появились тысячи предпринимателей и компетентных менеджеров, возникла производительная рабочая сила.

Правление Гринспэна помогло подняться и России. То обстоятельство, что Америка уже 15 лет живет не по карману – одна из причин роста цен на энергоносители. США потребляют до 20 млн баррелей нефти в день, но и рост потребления в Китае – опосредованный результат закупок американцами китайского ширпотреба.

Слишком щедрая денежная политика центробанка США помогла России укрепить рубль, дав ей передышку финансовой стабильности впервые после распада СССР. Она наводнила страну нефтедолларами, которые постепенно растекаются по стране, создавая процветающий, современный, много путешествующий средний класс. Сегодняшнее российское процветание можно сравнить разве что с ситуацией 1913 г. Россия действительно поднялась, но это заслуга скорее Гринспэна, чем Путина.

В долгосрочной перспективе политика Гринспэна неизбежно должна была привести к кризису. Однако, как сказал Джон Кейнс, «в долгосрочной перспективе мы все умрем». То, что происходит сейчас на мировых финансовых рынках, вполне может вылиться в тяжелейший финансовый и экономический кризис. Без «легких» кредитов может рухнуть спрос, что повлечет за собой катастрофическое обесценивание недвижимости, производственных мощностей и природных ресурсов.

Однако на этот раз кризис может и не грянуть. Китай, Индия, Бразилия, Россия и прочие быстро растущие страны, возможно, уже обладают критической массой для того, чтобы вытащить мировую экономику из потенциального штопора. В таком случае коррекция пройдет несколько позже. Скорее всего, она неизбежна. Вопрос в том, насколько она будет радикальной. Иными словами, сохранятся ли после нее положительные перемены последних лет, создавшие предпосылки для международного процветания, или же, как после депрессии, мир будет ввергнут в экономическую и политическую катастрофу?

Только после этого грядущего кризиса наследие Гринспэна можно будет по-настоящему оценить.